Тот, кто не учится и не размышляет, сам себя наказывает, напомнает в своей статье председатель Синодального отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда

Был такой древний философ, Конфуций. Жил он в Китае. Очень давно. Еще до Рождества Христова. И считался мудрецом. В общем, заслуживает внимания. Так вот, старик Конфуций как-то сказал: «Учиться и не размышлять — пустое [занятие], размышлять и не учиться — [занятие] опасное». Давайте и мы с вами поразмышляем над этой фразой. Сегодня, первого сентября, это очень даже кстати. И для тех, кто впервые переступил порог школы, и для тех, кто с сегодняшнего дня бросил все оставшиеся силы на подготовку к ЕГЭ. И даже для тех, кто уже сменил школьную парту на университетскую скамью.

Итак, учиться и не размышлять — занятие пустое, говорит Конфуций. Что это такое? А это, знаете, такие записные зубрилы-отличники. Всегда на первой парте, всегда с поднятой рукой. Кто отвечать? Я! Кто к доске? Я! При этом нередко: ответил — и забыл. Оценка есть, а знаний нет. Информация есть, а как ее применить — непонятно. Потому что знания — это не информация. Чтобы информация стала знаниями, над ней надо думать, трудиться. И уметь эти знания применять в жизни.

Размышлять — и не учиться, занятие опасное, продолжает китайский мудрец. Тут мы с вами перемещаемся — с первой парты на последнюю. Это уже не зубрилы, но такие, знаете, непризнанные гении. Они все знают, на всех смотрят свысока… включая учителей. И они не учатся… А дальше происходит неизбежное: ведь мозг, как и мышцы, надо упражнять. В противном случае, что с ним происходит? Правильно — атрофируются. То есть мозг уже того, а человек все еще себя мнит большим интеллектуалом. Потому и опасно, как и спортсмену: штангу давно не тягал, а все думает, что он — Мистер Вселенная. Так и придавить может штангой.

Но есть еще один тип учеников. Старик Конфуций, видимо, с ними не сталкивался. А мне приходилось встречаться. Увы, очень часто. Потому я и рискну дополнить Конфуция. Итак: не размышлять и не учиться — занятие преступное. А за преступлением, как убедительно показал Федор Михалыч Достоевский, с неизбежностью следует наказание. И не в виде плохой оценки, нет. Тот, кто не учится и не размышляет, сам себя наказывает.

Итак, чего нельзя делать в школе? Учиться, но не размышлять над тем, что учишь. Размышлять, но не изучать того, над чем стоит размышлять. И, конечно, нельзя надеяться на хороший результат, если не размышлять и не учиться. Не будет тогда никакого результата.