Все три года своего правления украинский президент Петр Порошенко говорит о «возвращении» Крыма и Донбасса в состав Украины, причем содержание его заявлений на этот счет постоянно меняется в зависимости от той конъюнктуры, которая царит в данный момент в Киеве.

Естественно, украинский президент не преминул воспользоваться для такого заявления и главным праздником этой страны в виде дня независимости Украины, на котором заявил, что Киев будет добиваться возвращения Крыма и Донбасса исключительно политико-правовым путем.

Фактически, это заявление говорит о том, что Киев настроен решать вопрос Донбасса мирно, но на практике ситуация в этом регионе за последние три года несколько раз висела на грани от начала полномасштабной войны, причем инициатором такой ситуации была исключительно украинская сторона.

Руководитель Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что у Украины на сегодня не может существовать постоянной политической линии ни по Донбассу, ни по Крыму, ни по любому другому вопросу.

И это очень важный момент, учитывая тот факт, что до конца срока Порошенко осталось два года, и чтобы ему остаться у власти, Киеву необходимо добиться успеха в решении кризиса в Донбассе, что подразумевает наличие какой-то конкретной стратегии по этому важному вопросу.

«Киев на сегодня не имеет постоянной стратегической линии ни по Донбассу, ни по Крыму, ни даже по Мадагаскару. Проблема здесь заключается в том, что Украина давно утратила свою международно-правовую субъектность, вследствие чего, она на практике является объектом для приложения чужих усилий. Из-за этого Украина не свободна не только в своей внешней политике, но и даже в решении основных внутренних вопросов», — заключает Ищенко.

Например, экономические задачи Украины обсуждаются и согласовываются Соединенными Штатами, Европейским Союзом, Международным валютным фондом, кем угодно, но не самой этой страной.

«Примечательно, что этот факт открыто признает и украинская сторона, постоянно говоря, что «от нас это потребовали наши западные партнеры» или «то, что мы создали антикоррупционное бюро, поскольку это решение американских партнеров». Или «мы ввели новые налоги, потому что этого от нас потребовали структуры МВФ». Все это свидетельствует о том, что Украина не решает свои внутренние проблемы, а только выполняет целевые указания», — резюмирует Ищенко.

По словам Ростислава Владимировича, раз Порошенко не знает, какое указание у него будет завтра от «американских партнеров», и будет ли он оставаться президентом – ведь США могут подобрать на его пост другого кандидата, то по ситуации с Донбассом также ничего не ясно.

«У Порошенко не может быть здесь последовательной политики, поэтому его слова не говорят о какой-либо долгосрочной линии Украины по этому вопросу», — констатирует Ищенко.

Ведь, в любой момент, может прийти директива от «западных партнеров» по эскалации ситуации в Донбассе, после чего официальная риторика Киева будет изменена на противоположную.

Профессор МГУ, доктор политических наук Андрей Манойло в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что, на самом деле, Порошенко не знает, что ему делать с проблемой Донбасса, причем в этом вопросе его постоянно подталкивают к силовому решению.

«Тем более, радикальная часть украинских политиков, которая связана с такими организациями, как запрещенный в России Верховным судом РФ «Правый сектор» (структура запрещена в РФ – ред.), выступает за силовой вариант решения проблемы Донбасса. Даже можно сказать, что такой вариант для этих деятелей является здесь единственным», — заключает Манойло.

Андрей Викторович отмечает, что в рамках этой проблемы складывается впечатление, что Порошенко ждет от Запада какого-то алгоритма действий Украины в рамках военно-политического кризиса в Донбассе.

«Причем, этот план Запада должен заключать не только ход действий Киева по Донбассу, но и вообще по развитию Украинского государства. Порошенко в этом контексте видит для себя только роль исполнителя, что еще раз говорит о том, что украинский лидер не собирается брать на себя даже минимальную ответственность», — резюмирует Манойло.

Все это только подтверждает тот факт, что президент Украины не знает, что делать с Донбассом, а на публику говорит стандартные вещи, в которые сам не верит.

«Второй момент в этой истории заключается в том, что если Порошенко по какой-то причине не пойдет на второй срок, то он не будет в ближайшие два года решать проблему Донбасса. Это просто в такой ситуации не имеет для него смысла», — констатирует Манойло.

Порошенко, например, может начать новую войну, ее проиграть, что приведет только к тому, что его снимут с должности задолго до того, как подойдет к концу его президентская каденция.

«Не говоря уже о том, что решение проблемы Донбасса – это крайне сложная вещь, поэтому очень может быть, что Порошенко попытается дотянуть свой срок, ничего не делая в этом направлении, пытаясь разве что как-то подморозить этот конфликт», — заключает Манойло.

Впрочем, даже если Порошенко действительно собирается идти на второй срок, то, как считает эксперт, ему нет смысла брать на себя ответственность за решение проблемы Донбасса.

«В таком случае половина его президентских обещаний может быть построена на Донбассе, как на ключевом инфоповоде. Достаточно вспомнить выборы 2014 года и лозунги Порошенко о том, что он закончит эту войну и вернет мир на Украину», — резюмирует Манойло.

Таким образом, будущее ситуации в Донбассе зависит не от Порошенко, а от той конъюнктуры, которая будет складываться во внешней и внутренней политике Украины.

Дмитрий Сикорский, ФБА «Экономика сегодня»