Мэр американского города Сиэтл Эд Мюррей призвал демонтировать памятник солдатам, воевавшим в Гражданскую войну на стороне Конфедерации, а также статую основателя Советского государства Владимира Ленина в районе Фремонт, сообщает Лента.ру со ссылкой на издание The Seattle Times. Мюррей заявил, что горожане выражают озабоченность из-за монументов, которые, по его мнению, являются «символами ненависти, расизма и насилия».

Пятиметровое бронзовое изваяние Ленина было установлено в 1988 году в словацком городе Попрад. Впоследствии статую демонтировали, а в 1994 году американец Льюис Карпентер выкупил ее и перевез в Сиэтл, пишет Википедия.

Инициатива Мюррея появилась на фоне противостояния в Шарлоттсвилле, последствиями которого стали столкновения и человеческие жертвы.

Также накануне директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович объявил, что снос памятников Ленину на территории Украины завершен. По его данным, большинство памятников было просто уничтожено, а бронзовые памятники переплавлены.

 

Снос памятников генералам-конфедератам и снос памятников Ленину – всё-таки разные вещи. Первое — тенденция, схожая с попытками заменить, скажем, кого-то из белых президентов на долларовых банкнотах на чёрных активисток.

Почему хотят снести Ленина в США – не знаю. Может быть, в Сиэтле есть заметная украинская община, которая и пролоббировала эту идею. Здесь уже идут догадки. В любом случае, это частная инициатива.

Кстати, старт современному сносу памятников дали события в нашей стране. И когда мы возмущаемся действиями тех же поляков, то стоит помнить, что сносить памятники, переименовывать улицы начали в России. Теперь это бумерангом к нам возвращается. Так что, как говорится, неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

Важно то, что сам снос памятников свидетельствует о неадекватности общества. Например, в Европе мирно соседствуют памятники различным деятелям прошлого: в Лондоне есть памятники и Оливеру Кромвелю, и королю Карлу. Это история. Cнос памятников всегда говорит о незрелости общества и его элиты.

Когда в стране происходят серьёзные изменения, и памятники сносятся в ходе революций или социальных трансформаций – это есть политическая борьба символов. Но когда в Штатах «замахиваются» на статую Ленину или сносят памятники конфедератам спустя полтора века после окончания гражданской войны в Америке – это уже совсем другое.

И единственная связь, которая мне приходит в голову по поводу сноса памятников – это некая психическая эпидемия. Вопрос в том — она развивается как эксперимент или же это нечто, связанное с изменениями в коллективной психике населения планеты Земля.

Андрей Фурсов, газета «Завтра»