Китай и Индия стоят на пороге войны, которая не нужна ни тому, ни другой, и прежде всего России

На самом деле война над облаками уже идёт. На высоте 4 км, в горах на границе Китая и Бутана — карликового государства, известного больше всего в качестве прибежища буддийских монахов.

Ненужная война

На этой войне пока не льётся кровь. Но солдаты Китая и Индии, защищающей Бутан, всё же окапываются друг против друга. Если учесть очень сложную историю взаимоотношений между Китаем и Индией, в которой уже была война в 1962 году, в которой наследственный враг Индии — Пакистан — имеет близкие отношения с Китаем, в которой Индия до сих пор считает часть своей территории оккупированной Китаем, — если учесть такую историю, то война, можно сказать, на пороге.

И эта война грозит нам, России. Потому что у нас есть Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). У нас долговременные хорошие отношения с Индией и фактически союзнические — с Китаем. У нас Евразия, которая впервые в истории становится настоящим Хартлендом, способным при условии хотя бы призрака общей воли и общего интереса загнать заокеанский «Атлантис» под лавку, где ему и место.

Война из-за мелочи

Нынешний конфликт кажется буквально калькой того, что 55-летней давности. Как тогда, Китай решил построить дорогу по горным высям, чтобы улучшить транспортную связность в Тибете, который, кстати, многие тоже считают оккупированным Китаем. И изгнанного далай-ламу, номинального правителя этого так и несформировавшегося государства, приютила Индия. А это вызывает гнев Пекина.

Дело в том, что когда англичане оккупировали Индию, Китай был ничем. В начале ХХ века вообще стоял вопрос о его разделе на колониальные владения европейских держав и Японии.

Когда Англия покидала Индию в 1949 году, Китай только появлялся в образе Китайской Народной Республики. Потому никому не было дела до делимитации границ в Тибете, который был вообще непонятно чем и непонятно кому принадлежал.

И вот теперь Китай начал вести новую дорогу по «своему» Тибету. При этом, как счёл Бутан, «заехал» на его территорию. Чуть ли не всего на пару километров. Пекин удивился, указав, что считает эти территории своими. Да и технологически дорогу в тех горах можно провести только по данному месту. Бутан — королевство всё же – оскорбился и позвал Индию, которая обязана его защищать по договору. Поскольку договор этот фактически между сюзереном и вассалом, Нью-Дели не может уступить Пекину два километра Бутана без порухи чести.

Итог: несколько сотен китайских и индийских солдат стоят друг напротив друга, а их правительства пребывают в изумительном по бесперспективности клинче. Два километра дороги стали тем самым предметом, который не поделить без войны.

Кто победит?

Именно так и было в 1962 году. Тоже неопределённые границы, тоже дорога, тоже упрямство. Результат — Китай победил. И в то же время НЕ победил. Ибо Индия, хоть и оттеснённая со своих позиций, молча признавшая, что одностороннее прекращение огня Китаем на достигнутых им желанных рубежах фактически кладёт конец её контролю над утерянными территориями, на деле поражения не приняла. Конфликт ушёл из горячей фазы, но и только. Мирного соглашения с признанием нового статус-кво не было. Значит, война осталась. Она сидит в порах всей последующей политики как в этом регионе, так и между Китаем и Индией на уровне геополитики.

Потому вопрос «Кто победит?» лукав. С чисто военной точки зрения предпочтительные шансы кажутся у Китая. Но только кажутся. Если исключить ядерный фактор, то индийские вооружённые силы едва ли менее развиты и современны, нежели китайские.

Основная проблема — логистика. На высоту 4 км, где к тому же 8 месяцев погода не благоприятствует вообще ничему, не говоря уж о боевых действиях, танковую армию не загонишь. Следовательно, речь может идти лишь о столкновениях тактических групп с лёгким стрелковым и переносным ракетным оружием. Ну, может, какие-то пушечки можно затащить.

Да, по устраиваемой дороге Китай, вероятно, может подтащить что-то более тяжёлое. Но это в 1962 году он и Индия были развивающимися постколониальными странами. А сегодня обе в состоянии прикрыть своих солдат в Бутанской горной глуши — или отомстить за них — ракетами, флотами, ядерными зарядами.

В общем, любая локальная победа грозит перерасти в серьёзный региональный конфликт. А с учётом, что в нём будут участвовать две из ключевых военных и экономических держав Хартленда, — в планетарный.

Война грозит нам

Итак, две страны. Примерно всё у них равное: население, армия, вооружение, флот, способность обменяться ракетно-ядерными ударами. В чём различие? В том, что Индия после развала Советского Союза без фанатизма, трезво, но активно развивает отношения с США. Даже проводит с ними совместные военные учения, причём с прозрачным намёком: на критически важных для энергетики Китая путях снабжения по морю с Ближнего Востока могут завестись не только авианосцы США в Молуккском проливе и Южно-Китайском море, но и индийский флот под прикрытием американских фрегатов. Или индийский флот, прикрывающий американские подлодки.

А любой, кто вёл в России переговоры с индусами по вооружениям, знает, как они любят давить, призывая себе в помощь аргумент ухода к американцам. Аргумент часто гнилой, причём обе переговаривающиеся стороны это знают, но не исключено ведь? Значит, вероятно.

Китай с такой вероятностью обязан считаться куда больше, чем мы.

Тем не менее главным проигравшим в этом конфликте будем мы, Россия. Если этот нелепый горный спор ради пары километров ненаселённой территории государства буддистских монахов не удастся погасить какими-то взаимоприемлемыми способами, то нам можно забыть о собственной победе, достигнутой совсем недавно (включении в ШОС Индии и Пакистана), о выстраивании таким образом фундамента Хартленда как основы будущего мира мира. И это не тавтология.

После всего испытанного Евразией, которая, не забудем, — колыбель вообще человеческой цивилизации, она сейчас достигла состояния динамического равновесия. Между экономиками, укладами, цивилизационными «квартирами». Даже между конфликтами, у которых, как между Китаем и Индией, может быть длительная мирная история. Мы реально научились здесь жить в мире, в конфликтном, но мире. И основную кровь, и основные войны сюда в последние десятилетия приносят страны «Атлантиса».

И если сейчас у Китая и Индии не хватит мудрости как-либо уладить дело миром, например, обменяться территориями, то островная цивилизация Америки немедленно воспользуется этой возможностью, чтобы в очередной раз вбить свой кровавый кинжал в сердце мира.

В нашу Евразию.