Специальный проект телеканала Царьград: прямая трансляция торжественного открытия памятника семье Императора Николая II в Дивеево, воспоминания о Царственных страстотерпцах в студии и документальный фильм «Последний император. Русский урок». Все это — в прямом эфире и текстовой онлайн-трансляции на сайте

Сегодня в прямом эфире телеканала Царьград мы ведем специальный проект «Царская семья: возвращение в Дивеево». Смотрите наш эфир и читайте текстовую онлайн-трансляцию в связи с торжественным открытием памятника семье Николая II на Соборной площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Скульптура святого страстотерпца Государя Императора Николая и его августейшего семейства представляет собой 3,5-метровую бронзовую композицию весом более тонны. Создатель памятника — скульптор, преподаватель Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Ирина Макарова. Средства собирались на протяжении года по инициативе Фонда святителя Василия Великого.

На связи в Дивеево (Нижегородская область) наш собственный корреспондент Анна Вавилова.

В студии с гостями мы вспомнили судьбу семьи Царственных страстотерпцев. Смотрите также документальный фильм «Последний император. Русский урок».

Памятник семье святых страстотерпцев на Соборной площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Фото предоставлено Фондом святителя Василия Великого

15.55 Петр Мультатули в студии телеканала Царьград: «Необходимо дальнейшее прославление Царской семьи». «Радуйся, Николае, русских царей украшение!»

«Если наш народ вернется на путь Христов, это и будет означать возрождение России. Россия без Христа никому не нужна».

Торжественная церемония открытия памятника семье святых страстотерпцев. Фото предоставлено Фондом святителя Василия Великого

15.50 Михаил Смолин в студии телеканала Царьград: «Важно качество людей, которые призывают к возвращению монархии в нашей стране, которые высказываются за то, чтобы произошло возрождение Российской империи. От молодых требуется честность: что ты исповедуешь идеалы не ради успеха, а готов претерпеть в жизни неудовольствия от внешних сил, отстаивая идею». Демократия ориентирована на рабовладельчество — люди с деньгами и без денег. «Чем дольше демократия будет оставаться у руля нашей страны, тем дольше будем ощущать на себе, что люди, которые не являются ярыми апологетами демократии, остаются без гласности, без денег и без участия в делах».

15.45 Недавно социологи привели исследование, результаты которого показали: монархические идеи становятся все популярнее среди молодежи.

В студии телеканала Царьград Егор Холмогоров отметил, что здесь несколько причин: «Есть несколько разноплановых причин, начиная с того, что наших современных молодых людей все-таки не били в детстве по голове тяжелой железной палкой каждый раз при мысли о монархии. Вот мое поколение 40-летних людей — другое дело. Отчетливо помню в школе, даже в позднесоветской это всегда было, и если человек сам как следует не занимался исследованием истории, не подключался к каналам, которые формировали в нем монархическое сознание, то неудивительно, что весь этот мусор плавает в головах десятилетиями».

«А наши дети, скажем, мои дети, выросли на выставке отца Тихона про Романовых, про Рюриковичей, огромном количестве книг. Они знают, какой царь за каким шел, у какой царицы было какое платье. С третьей стороны, не надо недооценивать такой факт, как культурная среда, в которой живем. В фэнтези-вселенных, в которых обитают мозги младшего поколения, есть короли, королевы, князья, цари, графы и так далее. А вот с республиками там как раз плоховато — и эта немного архаизирующая мода на фантастическое средневековье служит осознанию монархии как нормы, а не как устаревшей экзотики».

«Республика — всегда порождение коммерческого духа, все великие республики создавались торговыми прагматиками. Единственная республика, которая смогла стать выше этого — Рим, земледельческая республика. И то она начиналась как монархия и закончилась как монархия. В этом смысле, если объективно смотреть на наш мир глазами длительной временной протяженности, то монархия занимает в нем подавляющее место. Если прогрессистам на короткий промежуток времени удалось создать иллюзию, что все монархии в прошлом, а будущее за республиками и какими-нибудь джамахириями, то эта иллюзия, я думаю, рассеется как дым, и многие страны, которые сейчас являются республиканскими, будут создавать квазимонархии».

Торжественная церемония открытия памятника семье святых страстотерпцев. Фото предоставлено Фондом святителя Василия Великого

15.40 Петр Мультатули: «У нас монархия никуда не исчезала из России, духовная. Вся наша церковь строится на Боге-царе, и с другой стороны — святые царственные мученики… Сначала появляется мироощущение православного человека, выстраивается иерархичность — и она, безусловно, идет от признания Господа и сил небесных. Царя мы почитали не как человека, а как помазанника Божиего, как сакральную фигуру, как прообраз богоданного правителя»

15.35 Михаил Смолин: «Если взять последние выступления Путина на открытии памятников (допустим, князю Сергею Александровичу в Кремле) — это говорит о том, что он сам своими действиями подталкивал местные государственные власти таким же образом отмечать 1917 год — столетие революции, он тихо и ненавязчиво показывал свою позицию по отношению к революции, к тому периоду, который отличался массовыми репрессиями. Видно, что нижегородский губернатор находится в новом тренде, и дай Бог, чтобы в других губерниях это так же воспринималось».

Торжественная церемония открытия памятника семье святых страстотерпцев. Фото предоставлено Фондом святителя Василия Великого

«1917 год — мы это столетие не празднуем, мы со скорбью его отмечаем как величайшую трагедию XX столетия. Мы должны переосмыслить его историю и духовно воссоединить современную Россию с Российской империей, и восстанавливать те памятники, которые действительно отображают духовных и национальных лидеров страны. Пока в стране большинство памятников, которые стоят на территории различных городов и губерний — это памятники советской истории».

15.30 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий: «Как только народ перестает почитать Царя Небесного, одновременно перестает почитать Царя земного — это уже известно. И чем больше мы будем верить в Бога, тем прочнее будет наше Отечество. Мы, конечно, никогда не говорим о том, каким должно быть наше устройство политическое — об этом Христос не учил, Он не учил менять путем революции государственный строй, он учил менять самих себя».

«У нас до революции была монархия, единоначалие. Уроки мы должны выносить — а нам, верующим людям, надо постоянно развиваться».

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «На Русской земле правитель Государь был помазанником Божьим — Бог послал нам правителя и благоустраивал эту землю… Именно вера Христова, именно Православная Церковь благословляла правителей идти по пути соборности и собирания русской земли, но как некогда диавол искусил первого человека запретным плодом, так в начале ХХ века наш народ был испытан соблазном построить новую жизнь»

«Мы знаем, что Императора Николая Второго и его семью принесли в жертву этому богоборческому делу и, казалось, зло восторжествовало над добром, тьма взяла власть над светом, тленное победило нетленное, но как и древние церкви, мы с вами знаем, что мученическая кровь… Не от иноверцев, они потерпели мученические гонения от братьев своих и сестер, от тех, кто был крещен с ним в одной вере, и в сегодняшнем возрождении вне всякого сомнения стоит венценосная царская семья. Они приняли мученический конец».

«Сегодня мы воздаем память, воздвигаем этот честной образ и просим благословения на сегодняшнюю жизнь, и чтобы дух святой Руси всегда укреплял дело великой России. Благодарю всех, кто потрудился в этом деле — фонд св. Василия Великого и его руководителей. Русь святая, храни веру Православную!»

Торжественная церемония открытия памятника семье святых страстотерпцев. Фото предоставлено Фондом святителя Василия Великого

Губернатор нижегородской области Валерий Шанцев: «Конечно, мы все должны помнить то историческое время революции 1917 года, когда насильственно был свергнут государственный строй, была Гражданская война, громадные жертвы, и в 1918 году было зверски расстреляно 11 человек. Много легенд существует об этом историческом моменте, но одно нельзя отрицать — было совершено жестокое преступление против человечности».

«Наверное, символично, что именно в святой Дивеевской обители был установлен этот памятник — мы помним, что семья Романовых имела прямое отношение к канонизации серафима Саровского… Николай Второй и вся его семья были глубоко верующими, они свято верили и соблюдали каноны православия».

«То государство сильное и крепкое, которое соблюдает заветы прошлого — эти слова мученика Николая Второго о многом говорят, ничего не прибавишь и не убавишь. Поэтому я поздравляю всех участников этой торжественной церемонии, всех, кто будет приезжать сюда, смотреть на этот монумент, желаю всем мира, благополучия, добра, исполнения всех ваших планов во имя процветания Нижегородской области и родного Отечества».

Торжественная церемония открытия памятника семье святых страстотерпцев. Фото предоставлено Фондом святителя Василия Великого

Учредитель Фонда святителя Василия Великого Константин Малофеев: «Царская семья вернулась в Дивеево, это первый иконографический памятник подобного типа. Как видите, святые царственные страстотерпцы стоят так же, как на наиболее почитаемых иконах… Царская семья приняла свой крест — мы видим в их руках кресты — приняла безропотно. И когда кто-то начинает говорить о мягкости Государя — это ложь. Как много здесь стоящих родителей согласятся всю свою семью повести на Голгофу? Государь точно это знал, об этом догадывался, и несмотря на это, не предпринял попыток спасти свою семью. Он стал нашим Государем, в Царствии Небесном молится за нас, и мы будем просить молитв святых царственных страстотерпцев здесь, в Дивеево. Я хотел бы закончить словами, которые здесь на пьедестале вы прочитаете: святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас».

15.18 Началась торжественная церемония открытия памятника.

15.05 Михаил Смолин: «Я думаю, что изображение людей, почитаемых в стране как святых, требует своего образного выражения — будь то в иконописном или скульптурном изображении, люди должны иметь возможность вернуться к воспоминаниям».

«Сегодня мы получаем очередное подтверждение слов св. Серафима, который сказал: «Тот, кто меня прославит, того я прославлю». И получилось, что действительно Государь способствовал и решил вопрос прославления преп. Серафима».

«Мне кажется, связь святых с нашими благоверными страстотерпцами и Государем совершенно естественна — если посмотреть на серьезных богословов, в том числе и Русской Церкви, они прославлены в лике святых все, как правило, писали о монархии, формулировали важные и ценные мысли, в том числе для общественной жизни».

Студия, фото: телеканал Царьград

15.00 Скульптор Ирина Макарова: «Меня переполняют чувства — это колоссальная ответственность. Они будут стоять на благословенной земле. Конечно, это был колоссальный труд, испытание — испытания создания образов в семье, каждый образ сроднился со мною, все детишки, я их очень люблю».

По ее словам, самое сложное было утверждение эскиза, создание образов — и, конечно же, портретное сходство.

14.55 На фоне либерального воя по поводу монархии возникает вопрос: что с ними (либералами) не так?

«До определенного момента для этой публики апелляция к историческому прошлому России имела смысл исключительно в поиске еще одной точки опоры в русофобских нападках на народ, — пояснил Егор Холмогоров. — Ввели войска в Чехословакию, обидели Адольфа и вот еще и царскую семью. Мол, «за все, русачки, вы нам ответите». Тогда был еще популярен такой «плакальщик по Государю» Эдуард Радзинский. Как только они осознали, что речь идет о реальном Государе русского народа, что речь идет уже не о том, чтобы собрать какой-то Нюрнбергский процесс над русскими и наш народ осудить по всем статьям от Ивана Грозного и Святополка, заканчивая Афганистаном, все свалив в одну кучу, как только пошла речь о том, что русские возвращаются и предъявляют права на все законное наследство — монархия, исторические права на свое прошлое, наше место в Царствии Небесном, место нашего народа, огромное количество русских святых (XX век еще и удвоил это число), — и когда они осознали, что речь идет о царском наследии, тут же пошла игра на понижение, тут же были вытащены все мусорные поделки прогрессивной общественности времен Гражданской войны».

Егор Холмогоров. Фото: телеканал Царьград

«Это была фактически пропагандистская гражданская война, вытащили все — Распутина, Матильду — что сработает. Были созданы безумные мифы из серии «царь убивал кошек» и т.д.»

14.50 Важно отметить, что памятник создан на народные деньги — по факту инициатива шла «снизу». Как отметил Петр Мультатули, русский православный народ чувствует благодать и святость.

«Испокон веков один из признаков святости — это народное почитание. И, конечно, народ почитал Царскую семью всегда, даже в самые тяжелые и страшные года люди прятали царские портреты — за что при Сталине был расстрел? За хранение портретов Царя и даже за хранение газет с портретами Царя. Когда о. Павла Флоренского арестовывали, у него нашли портрет Государя — и спросили, как он относится к нему. Он сказал: «Положительно, я глубоко уважаю этого человека». И это было величайшее мужество с его стороны. Поэтому это почитание — оно кровью омыто, не только царской, но еще и народа, который умирал за Царя.

«Неправда, что Царя все предали — оставались люди, которые в страшных богоборческих условиях продолжали почитать Царскую семью, они тоже совершали подвиг».

Петр Мультатули, фото: телеканал Царьград

14.40 Михаил Смолин отметил, что все равно останутся те, кто отрицательно относится к теме Царской семьи и трагедии 1917 года. «Те, кто продолжают считать, что в нашей стране было все правильно в 1917 году, что революция — это правильное развитие нашей страны, что она продолжила череду тысячелетней истории России, и не видит никакой трагедии в смерти Царской семьи — это люди, которые в духовном плане непробиваемы, не склонны к духовному осмыслению, переосмыслению тех событий. Поэтому, я думаю, что к ним надо относиться с сожалением об их духовном состоянии».

Михаил Смолин. Фото: телеканал Царьград

14.35 На связи со студией из Дивеево Анна Вавилова.

«Сегодня произойдет событие, которое без сомнения войдет в нашу историю. В ближайшие полчаса сюда приедут люди, приедут делегации, в т.ч. из Нижегородской Митрополии и Фонда святителя Василия Великого, а завтра Церковь отмечает День обретения мощей преподобного Серафима Саровского, который был покровителем этой обители и тесно связан с Николаем Вторым».

«Любопытная деталь — сюда приедут люди из Японии, Кагосима — город, в который заехал Николай Второй во время своего путешествия. Для японцев, как и для русских, визит сюда — это покаяние, дань памяти. Японская делегация привезет ростки императорской сакуры, которая цветет исключительно в день рождения Императора — при любом климате».

14.30 Величественная, но утонченная композиция в бронзе теперь стоит возле трапезного храма обители, на одном из самых посещаемых мест, не заметить его невозможно. В постамент также вмонтирована икона с изображением святого семейства, к которой можно приложиться, и к памятнику уже потихоньку начинают стекаться паломники.

В студии — кандидат исторических наук, заместитель главного редактора телеканала Царьград Михаил Смолин, кандидат исторических наук Петр Мультатули и обозреватель телеканала Царьград Егор Холмогоров.

Искупление, осознание, покаяние — сам факт появления памятника святым Царственным страстотерпцам может иметь множество эпитетов. Символ подвига и страданий возведен в год столетия революции, когда трагедия Русского Мира чувствуется особенно остро.

Дивеевская обитель стала особенным местом для последнего русского Императора и его семьи. Здесь они с супругой услышали светлое пророчество о рождении долгожданного сына, и в то же время страшные предсказания о грядущей революции и крахе Империи. Николай Второй настоял на немедленной канонизации преподобного Серафима Саровского — покровителя Дивеевской обители — и 1 августа 1903 года состоялось торжество его церковного прославления. Эти места дышат памятью о чудесах, знамениях и великих русских святых.

«Мы сотрудничали с матушкой Сергией, настоятельницей Дивеевского монастыря, предоставила иконку, она послужила прообразом этой композиции», — прокомментировала автор памятника, скульптор, преподаватель Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Ирина Макарова.

Ирина и не догадывалась тогда, какая дискуссия развернется вокруг предполагаемого места для скульптуры, и ближе к зиме ситуация поменялась. В Дивеево приехало руководство фонда Василия Великого, священноначалие Нижегородской Митрополии, общественные деятели и предприниматели.

Появление памятника станет вехой на пути к возвращению духовности, сказал ранее Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. «Нам очень важно, что именно Дивеево, там, где он посещал святой монастырь, где он был инициатором и участником прославления батюшки Серафима в лике святых, в Сарове, потом прибыл в Дивеево. Я думаю, эта историческая связь должна послужить еще одной духовной скрепой в деле нашего возрождения», — отметил он.