Гражданин России Евгений Никулин находится в американской тюрьме по сфабрикованному ФБР делу о «хакерстве». Его не смогли «сломать», но все еще пытаются добиться нужных для себя признаний

Как мы и обещали, телеканал Царьград следит за судьбой Евгения  Никулина, задержанного по запросу американских спецслужб в Чехии. Ранее его обвинили в хакерских атаках, после чего его адвокат Владимир Макеев направил письмо лично президенту США Дональду Трампу, в котором он рассказал правду о том, какому давлению подвергается Никулин со стороны чешских и американских силовиков.

Особую пикантность истории придает вымогательство со стороны агента ФБР Джеффри С. Миллера, который пытался уговорить Никулина согласиться на экстрадицию в США и в местных СМИ скомпрометировать предвыборную кампанию в России. Взамен на лжесвидетельство обещал ему прекращение уголовного преследования, денежное вознаграждение и американское гражданство.

Гражданина России пытаются психологически сломать. На данный момент к нему относятся намного строже, чем к другим заключенным — ограничивают в дневных прогулках, не позволяют звонить родным. Между тем сам Никулин уже страдает от сильных болей, получив заболевания почек и желудка.

Подробнее о вопиющей ситуации в эфире Царьграда рассказали адвокаты Владимир и Илья Макеевы.

Ждем, когда суд назначит рассмотрение нашей жалобы

После того как Никулина поместили в тюрьму, его дважды вывозили сотрудники ФБР в Чехии на обычной машине и проводили с ним допросы и оказывали на него давление, рассказали адвокаты.

«Ему предлагали, чтобы он оговорил себя, сказав, что он якобы вмешался в избирательный процесс, взломал серверы и так далее. И за это ему обещали, что он получит гражданство, что всю семью перевезут в Америку, ему дадут жилье, корову и все, что положено. Он отказался. И вот после того, как он отказался, ему ужесточили условия содержания», — сообщил Илья Макеев.

Владимир Макеев напомнил, что 30 мая 2017 года пражский суд вынес решение об экстрадиции Никулина и в Соединенные Штаты, и в Россию. «В настоящее время адвокаты подали апелляционную жалобу в Высший суд Чехии. Мы ждем, когда суд назначит рассмотрение нашей жалобы», — отметил он.

По его словам, как правило, на это уходит 2-3 месяца. «На мой взгляд, шансы большие. Мы считаем, что Чехия является правовым государством. Думаю, рассмотрев те доводы, которые нами изложены в апелляционной жалобе о грубейших нарушениях, совершенных судом первой инстанции, Высший суд Чехии примет законное, справедливое решение», — добавил адвокат.

Более того, в суде были представлены убедительные доказательства непричастности Евгения Никулина к тем преступлениям, в котором его обвиняет американская сторона. «Были представлены экспертизы, которые, на наш взгляд, в пух и прах разбивают позицию американскую. И поэтому мы считаем, что никаких оснований для выдачи его американской стороне нет», — отметил Илья Макеев.

право
Фото: www.globallookpress.com

Два грубейших нарушения, которые позволят отменить неадекватное решение

Есть как минимум два грубейших нарушения, которые, безусловно, влекут основания для отмены решения. Во-первых, судья, рассматривающий дело об экстрадиции, ранее выносил уже в отношении Никулина решение о его аресте. И, таким образом, когда к нему поступило это дело, он уже ангажирован первым решением. «Он свое мнение уже высказал. Что, по его мнению, когда он арестовывал этого человека, он достоин того, чтобы быть арестованным, и, следовательно, американские доводы его убедили. Поэтому второй раз он уже, видимо, субъективно подходил к оценке всех обстоятельств», — отметил Владимир.

По чешским законам, судья, ранее принимавший такое решение, не может второй раз принимать по нему решение. Это безусловное основание к отмене.

Кроме того, страна, заинтересованная в экстрадиции (в данном случае — Соединенные Штаты), направляет через Министерство юстиции в страну, которая должна выдать выдаваемого, соответствующие документы, ходатайство. Прокурор страны изучает эти документы, и если приходит к выводу о том, что их достаточно, обращается в суд по вопросам экстрадиции.

Прокурор изучил эти документы и направил такое ходатайство в пражский суд. Естественно, это ходатайство было направлено на чешском языке. По всем юридическим канонам, гражданин России Никулин в Чехии имеет статус иностранца, и этот документ должен быть переведен на русский язык — чтобы Никулин мог с ним ознакомиться, подготовиться, и какие-то доводы привести в свою защиту.

Тем не менее документ не был переведен на русский язык, так и оставался на чешском. Все доводы и аргументы защиты о том, что этим нарушаются права Никулина на защиту, были проигнорированы.

«Его просто выдадут за больного, который только из психиатрической больницы вышел»

После того как Никулина задержали в октябре 2016 года, его на несколько дней поместили в психиатрическую больницу и удерживали там. «После этого поместили в пражскую тюрьму «Панкрац» и создали для него такие условия, в которых, я думаю, что, наверное, и террористов не содержат», — поделился Илья.

По оценке Владимира, поместив Никулина в психиатрическую больницу, спецслужбы готовили «отступную» на случай, если тот не согласится на их предложение и расскажет детали разговора со спецслужбой — например, о том, что его пытались вербовать. «Его просто выдадут за больного, который только из психиатрической больницы вышел, и что-то говорит про какие-то серверы, демократическую партию, о том, что Трамп заставлял кого-то эти серверы взорвать и так далее. То есть его хотят представить душевнобольным», — сказал Владимир.

Иного объяснения, почему здорового человека надо на несколько дней помещать после задержания в психиатрическую больницу, не видно. Причем Никулин утверждает, что его несколько дней привязанным держали за ноги и за руки к постели. Чешские адвокаты пытаются сейчас выяснить это обстоятельство, и, может быть, даже заявить ходатайство о возбуждении уголовного дела в связи с таким грубым нарушением прав человека, рассказали Макеевы.

Как отметил Илья, заключенному не оказывают должного медикаментозного лечения, ограничивают в звонках адвокатам, родителям. «Конечно, с этим надо бороться. После этого я обратился уже непосредственно с просьбой (к министру Сергею Лаврову — прим.ред.), чтобы МИД России проинформировал Министерство иностранных дел Чехии о том, что происходят такие нарушения в отношении нашего доверителя». Пока ответ не получили.

Российский консул в Праге, проинформированный о ситуации, отреагировал «достаточно пассивно», отметили адвокаты, поэтому МИД вызывает больше доверия.

Политическая подоплека

То, что сейчас происходит с Никулиным, свидетельствует о политической подоплеке этого дела, подчеркнули адвокаты. В договоре между Соединенными Штатами и Чехословакией об экстрадиции четко написано, что в случае политической подоплеки, когда она прикрывается криминальной, выдача невозможна. Впрочем, суд в упор политику не видит.

«Не видит политической подоплеки в том, что его из тюрьмы вывозили в какое-то секретное помещение. Законами об экстрадиции не предусмотрены такие вывозы. По крайней мере, два агента американских спецслужб через океан и через всю Европу прилетели, якобы для того, чтобы разъяснить Никулину его права. О том, что он может чистить зубы по утрам, может заявлять какие-то ходатайства. Имеет право хранить молчание. На пяти страницах излагается подробный перечень того, на что он имеет право. А далее протокол этот так называемого допроса закрывается, и там присутствуют полковники, майоры, высокопоставленные представители спецслужб Чехии и два агента из Соединенных Штатов», — рассказал Владимир.

Так что спецслужбы в Чехии ведут себя как у себя дома, делаем мы вывод.

Из Белого дома пока ответа не было. Возможно, президент США и не обязан отвечать адвокатам, но проинформировать его о вопиющих случаях необходимо.

А вот Министерство иностранных дел, полагают Макеевы, еще свое слово скажут. В остальном, что касается правовой защиты, адвокаты справятся.

Но при этом, отметил Илья, ряд западных СМИ представляют это дело как некую войну между США и Россией. «Я хочу отметить, что здесь нет этой войны. Потому что Россия именно не оказывает давления на это дело. И хочу отметить то, что и мы не выступаем против здесь Соединенных Штатов. Мы против недобросовестных, на мой взгляд, лиц, работающих в системе ФБР, которые в силу каких-то своих личных причин, своей личной заинтересованности выступают против действующего президента Трампа», — заключил он.