Протоиерей Андрей Ткачев о том, что священнослужитель может одновременно быть полезен и в какой-то профессии — в самых разных сферах

У некоторых сложилось мнение, что священник «священствует» и активно действует только в пределах своих прямых обязанностей. В пошлом виде это формулируется так: «кропи кропило, кади кадилом, и не лезь во все остальные вещи». Политологией не занимайся, стихи не пиши, фильмы не снимай. Ничем не занимайся — ни спортом, ни воспитанием молодежи. Книжек не пиши. Тогда и Конюхову можно сказать: на воздушном шаре по миру не летай — иди вон в храм, кади кадилом, кропи кропилом.

Это, конечно, наглость, безобразие и ложь. Есть множество примеров того, как люди, находящиеся на своем месте у алтаря, пред Богом предстоящие в молитве за мир, за людей, проповедующие слово Божие, являются также востребованными и очень полезными в других областях жизни. Они могут быть литераторами, врачами, по первой профессии могли быть тренерами спортивных молодежных секций (это потом очень полезно для работы на приходе).

Это очень хорошо. Недавно в Кольском Научном Центре Российской Академии Наук появился сотрудник, который состоит в сане дьякона — доктор геолого-минералогических наук, профессор Сергей Кривовичев. И при этом — член-корреспондент Академии Наук. Чтобы заслужить такой титул, нужно десятилетиями упорно трудиться.

У него очень большой послужной список. Кривовичев — выпускник Санкт-Петербургского госуниверситета, стажировался в Германии, Штатах, работал в Австрии и Швейцарии. В сане дьякона состоит с 1995-го, то есть, уже 22 года.

Считается, что это первый случай в современной истории России, после Октябрьской революции, когда в РАН служит, работает на высокой должности человек, облеченный в сан Русской Православной Церкви.

Вот вам, господа, позитивные примеры из нашей жизни. И там, и там он нужен.

Вот так и надо жить, на самом деле. Так и надо жить, а не «кади кадилом, кропи кропилом». Этого мало. Современному священнику мало быть в ограде Церкви. Нужно больше.