Еще не была смыта кровь в подвале Ипатьевского дома, как молва порабощенного новой ордой народа начала придумывать многочисленные истории спасения царской семьи

Несмотря на опьянение братоубийством и лозунгами кровавых демагогов, русские люди помнили о царе и в первые годы после падения империи. Помнили, как об одной из основ своей жизни, привычного уклада, где были и праздничный стол на Пасху, и малиновый звон над степенными городами, и фейерверк в честь годовщины дома Романовых, и елка на Рождество.

Это только спустя десятилетия пасхальное разговение окончательно заменят попойкой в честь 7 ноября, вместо колоколов из каждого репродуктора будет звучать «Пионерская зорька», вместо торжеств в честь царствующей династии станут ходить первомайскими шествиями «тружеников Ленинского и Кировского районов», а радость о родившемся богом младенце заслонят тазики с оливье и киноистория про то, как один пьяный москвич изменил своей невесте с жительницей Северной столицы.

Но в год убийства царской семьи расхождение народа с собственными традициями еще не было столь фатальными. Мало того, даже повсеместных костров из икон еще не было. А потому в ответ на страшную новость о казни венценосной семьи вспыхнули русские восстания на Урале, в Вятской, Пермской и Уфимской губерниях. Полностью соответствуя классическому определению «о бессмысленном и беспощадном», народная месть за царя обернулась сотнями убитых как большевиков, так и членов их семей, а еще просто представителей госорганов власти, которые с того момента невольно ассоциировались с убийцами, давшими приказание другим убийцам безжалостно расправиться с кротким государем и его семьей.

И почти сразу же появились истории о чудесном спасении. О том, что на место кровавого преступления явилась сама Богородица и закрыла убийцам глаза ладошками, и пока те тыкались из стороны в сторону, как слепые котята, царская семья бежала от своих палачей. Трогательно, искренно, наивно. И по-народному. Не зря даже Троцкий признавал, что если бы противостоящие красным белые избавились от своих либеральных и социалистических химер и подняли бы на щит государя и монархию, то с триумфом вошли бы в Москву… Но вместо этого говорилось об учредительном собрании.

расстрел
Фото: www.globallookpress.com

А легенды множились и множились. Рассказывали, что красные убили только царя, а его семью пощадили. Или о том, что никого не убивали, а тайно увезли в Пермь, где одна из княжон пыталась убежать, ее поймали и сильно избили. По крайней мере, подобные показания удалось собрать следователю Кирсте, ведшему следствие о цареубийстве, после того как Урал взяла армия Колчака.

Подобные истории, безусловно, появлялись не на пустом месте. Даже сами красные, похоже, отказывались верить, что царя можно было вот так вот взять и расстрелять, и «исчезновение» августейшей семьи из Ипатьевского дома спровоцировало настоящую истерию по поимке «княжон», за которых принимали любых приличных девушек благородной внешности, которых просто хватали на улицах по подозрению, что это беглые Романовы. Подобный эпизод, кстати, показан в знаменитом мини-сериале Гелия Рябова «Конь белый».

Далее легенды принимали все более причудливый характер. Так, утверждалось, что Ленин и большевики не стали расстреливать государя, как того требовали от них кредиторы Ротшильды, а убили двойников, а царь с семьей тихо жили до глубокой старости в разных советских городах. Или же, напротив, что большевики хотели убить Романовых, но тут чудесным образом вмешались немцы, которые за финансовую помощь выкупили родственников кайзера, и те, в свою очередь, будучи инкогнито по причине того, что у коммунистических спецслужб длинные руки, дожили свой век кто в Европе, кто в США, а кому-то якобы даже платил пенсию Ватикан (с чего бы вдруг?).

Рассказывалось, что спасся только царевич Алексей, который даже умудрился принять участие в гражданской войне на стороне красных. А по другой версии царскую семью спас не кто иной, как «агент добра» в стане красных — Иосиф Сталин, который содержал Романовых до самой смерти, а известный советский деятель Алексей Косыгин — не кто иной, как убереженный им от смерти царевич Алексей.

Занятно, что буквально несколько лет назад под крышей РАН академиком Алексеевым и кандидатом исторических наук Шумкиным был опубликован цельный труд «Кто вы, госпожа Чайковская», где на полном серьезе рассматривался вариант со спасением неким красноармейцем Чайковским княжны Анастасии, за которую выдавала себя умалишенная американка Анна Андерсон. И несмотря на то что генетическая экспертиза показала, что эта женщина никакого отношениям к дому Романовых не имела, как видим, ее персоне посвятили аж монографию.

В целом внезапно объявлявшихся по всему свету «чудесно спасшихся» Романовых хватало, причем опять же в силу народной любви к царской семье их было гораздо больше, чем каких-либо других, в том числе и хрестоматийных детей лейтенанта Шмидта.

По данным из открытых источников, за княжну Ольгу выдавали себя 28 женщин, за княжну Татьяну — 33, за княжну Марию — 53, за княжну Анастасию — 34, за царевича Алексея — 81 мужчина. Самое занятное, что некоторые из этих наследников дела Лжедмитрия даже не говорили по-русски. В целом же этот пестрый букет из людей, в том или ином виде решивших самоутвердиться за счет подлинной трагедии, состоял из авантюристов всех мастей, а также просто откровенных душевнобольных.

Но за всем этим — когда сознательно, когда подсознательно — стояла неспособность народа поверить в то, что красивых, достойных людей, олицетворявших русскую державу, традицию, преемственность власти, а также образец семейной любви, заботы, чести, можно было так безжалостно уничтожить, после откровенно глумясь над их телами. Конечно, впоследствии светлый образ царской семьи был вытеснен карикатурными поделками советского агитпрома, но, к счастью, наша церковь вернула своему народу светлую память о светлой царствовавшей семье, прославив ее в лике страстотерпцев.

В ужасной гибели государя, его супруги, детей и самых близких и преданных им людей очень много символичного. В частности, первый Романов — Михаил Федорович — был призван на царство в стенах Ипатьевского монастыря в Костроме, а последний русский государь был убит в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Само же кровавое преступление свершилось в день, когда Церковь поминает вероломное убийство Андрея Боголюбского — того, кто мог бы стать первым русским государем (но не стал по причине «трусости, подлости и измены») за восемь веков до правления Николая Александровича, что лишний раз показывает, что в творимой Божиим промыслом русской истории ничего не происходит просто так.

И посему совершенно неслучайно в царские дни непростого 2017 года верные по всей стране идут крестными ходами с именами царственных мучеников на устах.