В прессу просочился текст законопроекта о реинтеграции Донбасса. О том, намеренная это утечка или результат журналистского расследования и ждать ли нового витка военных действий, мы поговорили с журналистом и политологом Ростиславом Ищенко.

Механизм утечки

Ищенко считает, что, безусловно, имела место утечка, доказательством чему служит факт беспрепятственной публикации документа в СМИ.

«Примечательно, что этот законопроект готовился как минимум в двух вариантах, — отметил эксперт. — Первый вариант, о котором было сказано в СМИ, родился в окружении Турчинова. Второй вариант, без сомнения, авторства окружения Порошенко. Что до «утечки», то представьте себе журналистское расследование, в результате которого документ, совершенно определенно имеющий гриф секретности, вдруг попадает в руки журналистам. И совершенно очевидно, что если бы это была ненамеренная утечка, то спецслужбы уже возбудили бы дело по этому поводу».

А тот факт, что никто во власти особенно не суетится по этому поводу, свидетельствует, по мнению Ищенко, что никакого злоумышления не было.

«Поскольку этот документ оформлен в стиле, выгодном для Петра Порошенко, то я предполагаю, что утечка происходила из недр администрации Петра Алексеевича, — прокомментировал документ Ростислав Ищенко. — В нем предусмотрено, например, что Порошенко без ведома парламента и без согласования с ним может вводить военное положение, где угодно. Это противоречит Конституции. Разница между тем, что озвучивал Турчинов, и тем, что опубликовано, состоит в том, кто, таким образом, будет вводить и осуществлять военное положение».

То есть речь идет о том, кто будет контролировать военные администрации и управлять легионами.

«Если это будет делать СНБО, то понятно, что нити оперативного управления сосредоточатся в руках у Турчинова, — отметил Ищенко. — А если идет через президента, то тогда Порошенко, по сути дела, становится диктатором. По сути дела, это борьба за квазилегитимный переход диктаторской власти в руки одного или другого политика».

Борьба за большинство

Что один, что другой вариант законопроекта, по словам Ищенко, абсолютно противоречат Конституции.

«Конституция предусматривает, что если военное положение будет вводиться, то в течение двух суток после подписания указа о введении такого положения, закон должен быть предложен на рассмотрение парламенту, и тот должен утвердить его своим голосованием, — отметил эксперт. – Но и в одном, и в другом варианте парламент исключается из схемы введения военного положения».

По словам Ищенко, в обоих случаях законопроект столкнется с серьезной оппозицией.

«Причина проста, — заявил Ищенко. — Кто бы ни становился диктатором, все равно будет серьезная группа влияния, которая будет против конкретного человека. Обязательно будет подан запрос в Конституционный суд на предмет соответствия проекта Конституции. Далее надо будет вносить изменения в Конституцию. То есть предстоят длительные парламентские процедуры. Собственно, поэтому, как я понимаю, ни один из этих законопроектов до парламента так и не дошел».

Тем не менее, по мнению эксперта, в коридорах власти сейчас идет подковерная борьба за конкретные формулировки.

«Вполне возможно, что ни один из этих законопроектов не станет законом, — отметил Ищенко. — А, может быть, и станет. Пока речь идет о попытках сформировать устойчивое или пропорошенковское или антипорошенковское (что более вероятно) парламентское большинство. Кто получит контроль над парламентом, тот уже может как бы реализовывать другие свои пожелания».

По словам эксперта, речь идет не о возобновлении военных действий, а, скорее, о внутренней борьбе.

«Запас прочности уже практически исчерпан, и власть можно сохранить только в результате откровенной террористической диктатуры, — подчеркнул Ищенко. — Так что весь вопрос вращается вокруг того, кто же станет диктатором. За это и идет борьба».

Лев Рыжков, РИА Новости Украина