12 июля 2013 года в России официально зарегистрирована секта «пастафариан» — людей с дуршлагами, которые представляют так называемую «церковь летающего макаронного монстра». Да, безумие и мракобесие. Но проблема не в дуршлагах

Казалось бы, мир сошел с ума, когда организовал пародийную и, скажем прямо, кощунственную «церковь макаронного монстра». Воспринимать ее серьезно не стоит, и проблема не в дуршлагах. На самом деле это крайне болезненный симптом для нас.

Кто все эти люди

Начиналась секта реакционно, в ответ на предложение в 2005 году штата Канзас убрать эволюционную теорию из школ. Противники Дарвина — ученые и верующие, — предложили заменить курс эволюции на преподавание концепции «разумного замысла».

Их идея — креационистского толка, но с попыткой научно объяснить, что не может обезьяна стать человеком, а признаки вселенной и жизни вызваны разумной первопричиной и не могли возникнуть вследствие естественных процессов без сознательного управления.

Сторонники теории «разумного замысла» апеллировали к понятию «неупрощаемая сложность», когда организм (человеческий в том числе) упростить без повреждения невозможно, а потому сама идея естественного отбора неверна. Как мышеловка, из которой лишней детали не выкинешь.

Дошло до скандала — пока один ходил жаловаться, ссылаясь на первую поправку к Конституции США, другой придумал абсурдную «церковь макаронного монстра». Некий Бобби Хендерсон получил круглую сумму денег от компании Villard (порядка 80 000 долларов) и написал основы новой секты.

Согласно Хендерсону, есть некое макаронно-тефтельное высшее существо — летающий макаронный монстр, а его последователи именуются «пастафарианами». Снижение количества пиратов на Земле, утверждает г-н Хендерсон, стало причиной глобального потепления.

паста
Фото: www.globallookpress.com

Чем занимаются «пастафариане»

Как вы уже поняли, развлекают аудиторию и доводят все до абсурда: объявляют пятницу главным праздником, вводят «пастху» и день пиратов, регулярно пытаются сфотографироваться в дуршлаге на паспорт или ID (к слову, одному макароннику в Аризоне это удалось), а затем идут жаловаться на оскорбление их макаронных чувств.

Зараза добралась и до России. В 2013 году бездельники выразили уничижительное отношение к Русской Православной Церкви самой аббревиатурой – РПЦ. У них она расшифровывается как «русская пастафарианская церковь».

Но ребята лукавят, что не связывают себя с политикой. Внезапно обнаруживаем неприятные совпадения, когда «макаронники» переплетаются с либералами. Истинный театр постмодерна и абсурда — когда 17-летний «пастриарх» был задержан на марше Навального и впоследствии отказался от своей почетной должности, или когда «пастафариане» начинают чтить Руслана Соколовского — того самого, который осквернял Церковь.

Смех, который вызван агонией

Так что проблема уже давно не в противопоставлении «наука-религия». Совершенно прав протоиерей Андрей (Ткачев): «Наука не уводит от Бога. Она лишь помогает тому, кто хочет верить. И наука не приводит к Богу. Она лишь подыскивает аргументы для тех, кто не хочет верить».

Боль в другом. «Пастафариане» и навальнята говорят на языке шутов, а консерваторы пытаются отвечать им серьезно. А между ними пропасть с тысячами людей, которым наплевать на все.

Против смеха нет приема. Современное общество либо высмеивает, либо само провоцирует посмешище. Мало кто способен творить смыслы.

В ситуации ценностного кризиса, когда утеряно что-то важное, начинается либо безволие, либо истерика. Мы с трудом учимся любить людей, верить, бороться, ведь проще высмеять, и ты на коне.

Есть смех искренний, когда ты радуешься от избытка, когда ты цельный и у тебя есть твердые убеждения. А есть смех истеричный, от чувства неполноценности и кризиса, когда люди (в основном молодые) остаются в подвешенном состоянии между традицией и бездной.

Полистайте просто свои же телеграм-каналы или соцсети. Много ли вы встречаете смыслового контента? Много ли добра видите? В основном это шутки, демотиваторы или чистый абсурд, потому что смыслы в массах утеряны.

На «пастафариан» в принципе не надо реагировать в духе «какжетак», поскольку они создавались как пародия, как симулякры и провокаторы. На самом деле их очень жаль, потому что все это вытекает из потери преемственности и передоза западным контентом.

Это же эпоха постмодерна. Единственный выход — держаться за традицию и православие. И много молиться, в том числе за «пастафариан».