Практическую реализацию договоренностей между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным американцы начали с Украины. В эту страну прилетел госсекретарь Рекс Тиллерсон и  представил новое действующее лицо в диалоге США с Россией – спецпредставителя госдепа Курта Волкера, который будет курировать контакты с Москвой по вопросам донбасского урегулирования.

 

«Его лицо было глубоко задумчивым, но излучало участие», — так охарактеризовали Тиллерсона в отчете о его встрече с Порошенко в эфире одного из украинских телеканалов. Пресс-конференция, которую дал американец вместе с украинским президентом, могла прояснить, о чем же договорились Путин с Трампом по Украине. С одним из результатов переговоров двух лидеров, встретившихся на недавнем саммите G-20, украинские чиновники столкнулись воочию. Помимо Тиллерсона в страну приехал Волкер, который, во время своего визита, длящегося несколько дней, беседовал с различными представителями украинской власти. Он будет заниматься тем же, чем ранее занималась Виктория Нуланд — решать текущие вопросы донбасского урегулирования с российской стороной, в частности, контактировать с помощником Путина Владиславом Сурковым. Только в отличие от нее, занятой, в силу своей должности (Нуланд была заместителем госсекретаря) еще и массой других вопросов, Волкер должен будет уделять время только Донбассу и Украине.

От Тиллерсона ждали каких-то разъяснений относительно миссии нового чиновника. Не дождались. «Мы разочарованы отсутствием прогресса в минских соглашениях, поэтому назначили специального представителя, чтобы сделать дополнительный акцент», — такой ремаркой ограничился госсекретарь. Упомянув, что США «изучают пути изменения статус-кво в украинском кризисе» остальную часть своего выступления по переговорам о будущем Донбасса он посвятил тому, что Порошенко назвал «мощным сигналом поддержки украинского государства» — то есть, повторению всего того, что неоднократно говорили американские официальные лица различных рангов, вплоть до президента. Он сообщил, что Соединенные Штаты выступают за территориальную целостность Украины и восстановление ее суверенитета над всей территорией страны, заявил о приверженности «нормандскому формату» переговоров и призвал Россию сделать шаги по деэскалации конфликта на Донбассе.

Между тем, в речи Тиллерсона прозвучали и несколько новые акценты, не позволяющие считать его вояж только лишь ознакомительным, формой представления Волкера украинцам. Госсекретарь совершенно не заметил активно раскручивающуюся местными СМИ историю россиянина Виктора Агеева, хотя на нее и намекнул украинский президент. Зато Тиллерсон вдруг заговорил на весьма щекотливые для Порошенко темы – об обязательствах Украины перед МВФ и земельной реформе. Последнее он отнес к числу достижений украинской власти. Реформа, вводящая куплю-продажу земли, является головной болью Порошенко. К ее проведению уже все готово, ее необходимость назрела и перезрела, на ней действительно настаивают в МВФ. Однако ее возможные социальные и политические последствия окружение Порошенко пугают. Большинство украинцев выступают против купли-продажи земли, и это используют оппоненты президента, в первую очередь, Юлия Тимошенко, уже набравшая немало очков на критике еще не начавшейся реформы. Теперь, как видно, Порошенко уже нельзя будет отступить: Америка не поймет. Другую неприятную для украинского президента тему, коррупцию в украинской власти, Тиллерсон тоже не оставил своим вниманием. Ей была, по свидетельству депутата Верховной рады Мустафы Найема, посвящена встреча госсекретаря с представителями украинского бизнеса и реформаторами.

Иными словами, Тиллерсон ненавязчиво напомнил Порошенко, что поддержка США – ресурс небезграничный. Ее нужно заслуживать не только и не столько самим фактом противостояния России, сколько действиями, в том числе, теми, на которые официальному Киеву пойти, может быть, не очень хочется. Напоминание не лишнее. Если Трамп действительно желает добиться прогресса в донбасском урегулировании, США так или иначе надо подобрать «ключи» и к России, и к Украине. С Кремлем можно попробовать тактику как давления, так и договоренностей – по крайней мере, в Вашингтоне проявляют готовность использовать при случае любой из этих вариантов. А на Украину можно просто надавить. К этому США тоже готовы. О чем и свидетельствует визит Тиллерсона.

Геннадий Петров, «Expert Online»