Начало XX века в России – время, когда жестокость и злодейство соседствовали с творческим энтузиазмом и милосердием. Войны, революции, много жестокости, много предательства, много смертей… Но порой всеобщее озлобление побеждалось милосердием.
В феврале 1905 года в московской тюрьме сидел особо опасный узник — террорист Иван Каляев. Он подорвал бомбой великого князя Сергея Александровича, дядю самого царя Николая II, и ждал теперь смертного приговора.
Вдруг Каляеву сообщили, что с ним желает встретиться вдова убитого им человека, Елизавета Федоровна.
Несчастная женщина сказала террористу, что прощает его как добрая христианка, передает прощение от имени покойного супруга, благословляет и даже попросит царя о помиловании. Она подарила Каляеву иконку.
Каляев считал себя «народным мстителем». Он не нашел ничего более умного, как только объявить Елизавете Федоровне, что убил ее мужа, поскольку тот — «вредный политический деятель».
Елизавета Федоровна очень любила своего супруга и отзывалась о нем так: «Он был настоящим ангелом доброты». А великий князь Сергей Александрович после десяти лет брака говорил о жене: «Господи, за что мне такое счастье?» Их брак сложился счастливо.
После смерти мужа горе ее было велико. Но Елизавета Федоровна нашла в себе силы не поддаваться гневу и унынию. Можно ли злобу победить злобой? Вряд ли. Не лучше ли добавить добра и милосердия в мир, где так много жестокости? И великая княгиня решила изменить всю свою жизнь.
Елизавета Федоровна продала свои драгоценности, особняк в Санкт-Петербурге, собрала пожертвования от родни и купила в Москве усадьбу с обширным садом. Здесь великая княгиня в 1909 году основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Главная идея Елизаветы Федоровны состояла в том, чтобы соединить молитвенное сосредоточение монастыря с деятельной помощью простым людям. Сестры этой обители заботились о больных, помогали сиротам, учили детей. При обители возникла бесплатная столовая и больница, где также лечили, не требуя денег.
Основательница монастыря оставила в прошлом роскошные наряды и облачилась в скромные монашеские одеяния. Она лично ухаживала за тяжелобольными. Когда больной тяжело страдал и нуждался в помощи, она просиживала у его постели всю ночь до рассвета, ведя утешительные беседы. Не боялась грязи, крови, бинтов, испачканных гноем, криков страдающих людей.
Елизавета Федоровна бродила по улицам, где жили бедняки, отыскивала детей из самых нищих семей и помогала им устроиться в жизни. Таких детей кормили за счет обители и учили профессиям, которые могли обеспечить кусок хлеба.
Началась Первая Мировая война – время скорби. Вся страна напрягала силы ради победы. Армия вела тяжелые бои: то двигалась вперед, то оборонялась от ударов неприятеля, то вновь переходила к наступлению… К началу 1917 года российская императорская армия контролировала больше территории противника, чем заняли российских земель войска неприятеля.
Но успех был куплен дорогой ценой. С фронтов приходили вагоны с ранеными и контуженными воинами. Требовались тысячи рук, чтобы перевязать их, дать лекарства, подготовить к операции на столе хирурга.
И женщины царствующего дома Романовым решили, что они должны быть со своим народом. Народ трудится на полях боев и страдает в госпиталях, значит, следует разделить с ним и труды, и страдания. Благотворно подействовал пример Елизаветы Федоровны, которая к тому времени уже много лет посвящала себя заботе о больных и бедных.
В Марфо-Мариинской обители открылся лазарет на 50 человек. Елизавета Федоровна лично ухаживала за ранеными, делала перевязки, выполняла самую тяжелую сестринскую работу. Кроме того, она приложила все усилия, чтобы в Москве открылось множество новых госпиталей для раненых воинов. Многие сестры из ее обители отправились работать в полевые госпитали, на фронт.
Но в императорском семействе помощь раненым оказывала не только Елизавета Федоровна.
Ее младшая сестра, российская императрица Александра Федоровна, прошла медицинские курсы. После этого она отправилась служить раненым в лазарет как обычная сестра милосердия.
Императрица перевязывала простых солдат, стирала, мыла инструменты, помогала при операциях. Нередко, по просьбе офицеров и солдат, держала их за руку во время операции, гладила по голове, чтобы облегчить мучения.
Вместе с нею тяжко трудились в госпиталях две дочери – великие княжны Ольга и Татьяна. Отказавшись от дорогих и красивых платьев, они надели скромную сестринскую форму.
Великой княжне Ольге, когда началась война, было 19 лет, а Татьяне – всего лишь 17. На протяжении нескольких лет эти молодые девушки постоянно ухаживали за простыми воинами, пострадавшими от войны, видели кровь и смерть, но не отступались. Перевязка тяжелораненых стала для них обычным делом.
Родная сестра царя Николая II, великая княгиня Ольга Александровна пошла, как доброволец, в прифронтовой госпиталь. Там она провела всю войну.
В 1917 году в России была свергнута монархия. Елизавета Федоровна и ее сестра Александра Федоровна со всеми дочерьми оказались под арестом.
Летом 1918 года был убит последний русский царь Николай II: революционное правительство боялось, что его превратят в живое знамя для восстановления монархии. В то же время убили и всех его ближайших родственников – жену, сына, дочерей. Четырех юных девушек, невинных сестер милосердия, расстреляли вместе с родителями и братом, а потом безжалостно добили штыками. А Елизавету Федоровну и семь ее спутников сбросили в шахту старого рудника под городом Алапаевском. Она не погибла сразу. Раненая, Елизавета Федоровна еще успела перевязать голову одному из спутников и только потом умерла.
Такое это было время: очень много жестокости, но и милосердия тоже очень много. Злая сталь штыков могла разрушать человеческие тела, однако в душах людских преодолевались верой и любовью. Когда света оказывалось слишком мало вокруг, люди находили его в себе. Когда тьма смыкала вокруг них кольцо, они сами становились светом…

Дмитрий Володихин