Минобороны Украины оценило прямые убытки от конфликта в Донбассе в $50 млрд. Киев сетует на потерю крупных промышленных предприятий и объектов транспортной инфраструктуры. Правда, бюджетные средства власти предпочитают тратить на армию, а не на спасение экономики. С 2013 года расходы на вооружённые силы выросли как минимум в 2,5 раза, но даже такие финансовые вливания не приводят к созданию на Украине наукоёмких образцов вооружений. О последствиях милитаризации страны — в материале Алексея Заквасина.

 

Первый заместитель министра обороны Украины Иван Руснак заявил, что общая сумма убытков страны от боевых действий на Донбассе составляет около $50 млрд. Об этом он сообщил во время выступления на семинаре, посвящённом безопасности в Черноморском регионе. По словам Руснака, причиной столь масштабного материального ущерба в Донбассе стала агрессия Российской Федерации.

«На востоке Украины разрушены объекты энергетической, транспортной, социальной и других инфраструктур. Люди остались без рабочих мест. По предварительным расчётам, общая сумма прямых убытков Украине составляет около 50 млрд долларов», — сказал Руснак.

Чиновник указал на тяжёлую гуманитарную ситуацию в зоне АТО. По его словам, жители «оккупированных территорий» страдают от отсутствия достаточного количества медикаментов, продовольствия и нормального медицинского обслуживания.

Жизнь без Донбасса

Украинские власти регулярно сетуют на огромный ущерб, который якобы был нанесён Россией в Донбассе. Однако прежде Киев избегал разговоров о точной сумме урона.

В августе 2014 года Арсений Яценюк, занимавший тогда пост премьер-министра, оценил затраты на восстановление Донбасса в $8 млрд. В сентябре 2015 года президент Украины Пётр Порошенко сообщил, что ежедневные потери Украины от боевых действий составляют $5 млн ежедневно ($1,8 млрд в год).

Нынешний глава правительства Украины Владимир Гройсман считает, что ежемесячно Украина теряет от двух до четырёх млрд гривен ($76 млн — $152 млн по текущему курсу Нацбанка Украины). При этом премьер уточнил, что такой ущерб страна несёт из-за торговой блокады «оккупированных территорий».

Начавшаяся в апреле 2014 года война в Донбассе действительно привела к огромным убыткам. По данным Минфина Украины, в 2012 году на предприятия Донецкой и Луганской областей приходилось 15,7% ВВП Украины.

В 2013 году ВВП Украины, по статистике того же Минфина, сократился на 4,7%, однако падение производства в мятежных регионах оказалось более существенным. Экономика Луганской области сократилась на 9% ВВП, а Донецкая — на 6,5%.

В 2014 году часть предприятий Дон6асса была вынуждена прекратить работу. В результате обстрелов были разрушены десятки тысяч зданий. В развалины превратился возведённый к Евро-2012 донецкий аэропорт. Строительство воздушной гавани обошлось в 3,3 млрд гривен.

Несмотря на значительную долю Донбасса в украинском ВВП, регион оставался дотационным и получал бюджетные ассигнования на развитие горнорудной промышленности. Харьковская, Днепропетровская и Полтавская области были и остаются главными донорами страны.

Благодаря финансовой поддержке из-за рубежа и чудовищному росту тарифов Украина «научилась» жить без Донбасса. Киев смог завершить 2016 год ростом ВВП по ППС (паритету покупательной способности) в 2,6%. При этом в 2014 году производство на Украине обвалилось на 6,6%, а в 2015 году — на 14,3%.

5% ВВП на оборону

Положительная динамика в экономике Украины была достигнута двумя основными способами: за счёт увеличения поборов с населения (рост цен на товары и тарифы на услуги ЖКХ) и укрепления макроэкономической стабильности благодаря кредитам международных организаций.

Большая часть заёмных денег вкладывается не в реальный сектор экономики, а идёт на пополнение золотовалютных резервов. В мае 2017 года экс-глава Национального банка Украины Сергей Арбузов написал на своей странице в Facebook о том, что 75% всех резервов находятся под контролем МВФ в качестве залога в случае дефолта.

Экономическую стратегию, которая сводится к выживанию за счёт накопления долгов, власти Украины воспринимают как способ избавиться от зависимости со стороны России.

Одновременно Киев наращивает военные расходы, стремясь создать «самую сильную армию на континенте» для сдерживания натиска «агрессивного соседа». Украина стала расходовать на вооружённые силы огромные деньги.

В 2016 году Украина потратила на военные нужды 64 млрд гривен, а в 2017 году рассчитывает уложиться в 74 млрд гривен. В нынешнем году совокупные расходы на сектор безопасности и обороны могут составить 129,3 млрд гривен (около 5% ВВП).

Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) фиксирует взрывной рост ассигнований на оборону Украины. В 2013 году на содержание ВСУ было потрачено 35 млрд гривен, в 2014 году — 47,9 млрд гривен, в 2015 году — 79 млрд гривен, в 2016 году — 87,5 млрд гривен.

Парадоксом масштабных ассигнований на силовые ведомства Украины стала деградация оборонной промышленности. Ведущие предприятия страны лишились российских заказов, а на развитие технического оснащения армии Минобороны выделяет явно недостаточные суммы.

Так, в 2016 году украинский ОПК получил на разработки нового оружия и оборудования 4,6 млрд грн (7% от военного бюджета). Возможно, ситуация улучшится в следующем в году: Гособоронзаказ Украины должен вырасти до 9 млрд гривен, но сколько денег будет направлено на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), пока неизвестно.

Война как бизнес

Оборонная промышленность сосредоточилась на производстве боеприпасов для стрелкового оружия, бронемашин, танков и ремонте военной техники.

Наукоёмкие образцы вооружений (до 2014 года примерно половина шла на экспорт в РФ) практически не востребованы в нынешних условиях.

Подлинный ущерб Украине наносит сам факт войны в Донбассе. Украина держит 160-тысячную армию, не учитывая входящую в МВД Нацгвардию. АТО позволяет властям списывать внутренние проблемы на «российскую агрессию».

Согласно официальной информации, лейтенант ВСУ на службе в зоне конфликта получает 9,5 тыс. гривен в месяц при средней зарплате по стране в 6,8 тыс. гривен. Любопытно, что замминистра обороны Украины Иван Руснак задекларировал зарплату в 269 тыс. гривен и пенсию в 185 тыс. гривен. У чиновника три квартиры, жилой дом площадью 224,79 кв. м. и два автомобиля за 1,5 млн гривен.

В настоящее время генпрокуратура Украины пытается лишить неприкосновенности 29-летнего народного избранника Евгения Дейдея. В 2012 году будущий парламентарий Дейдей получил пять лет условно за разбойное нападение. Проблемы с законом не помешали молодому человеку стать активным участником баталий на Майдане и координатором батальона милиции специального назначения «Киев-1» в период АТО.

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко в беседе с RT заявил, что воинственность Украины вызвана навязчивым желанием доказать независимость от Москвы. По его мнению, антироссийская повестка дня в итоге довела страну до катастрофы.

«Самый главный ущерб, который был нанесён Украине в последние годы, — это невероятный отток населения. Война и массовая нищета вынудили миллионы людей фактически покинуть страну. Не удивлюсь, если реальная численность населения составляет сегодня порядка 30 миллионов человек», — констатировал Ищенко.

Политолог считает, что единственным способом сохранить экономику Украины является всесторонняя поддержка производственных мощностей и политика по созданию новых рабочих мест. Именно на эти цели в первую очередь должны направляться государственные финансы.

Алексей Заквасин, RT