В своей статье доктор экономических наук, ученый, писатель-публицист Валентин Катасонов на примере трудов святителя Николая Сербского разъясняет, что изменения в природной среде обитания человека определяются не какими-то естественными законами, а высшим нравственным законом, данным Богом

В конце мая нынешнего года одной из мировых сенсаций стало заявление президента Дональда Трампа о том, что США выходят из Парижского договора по климату, который был подписан большинством стран мира (после международной конференции в Париже в декабре 2015 года). Это заявление в очередной раз спровоцировало большое количество публикаций и интервью на тему экологического кризиса и глобальных изменений климата.

Только слепой не видит, что с мировым климатом что-то происходит. При этом увеличивается количество природных катаклизмов и усиливается их разрушительный характер.

С 1988 года ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и Исследовательский центр по эпидемиологии бедствий (CRED) начали работу по созданию международной базы данных по природным бедствиям (EM-DAT). Сегодня база статистических данных EM-DAT охватывает период с 1900 года по сегодняшний день по примерно 20 тысячам природных катастроф. Количество стихийных бедствий и величина ущербов росло почти по экспоненте. Графики EM-DAT за более чем вековой период времени выглядят просто угрожающе.

Все разговоры идут на уровне «физики», то есть обсуждаются разные версии физических, механических и химических воздействий антропогенной и техногенной деятельности на сложнейшие процессы в биосфере. Если по поводу антропогенных и техногенных факторов воздействия особых расхождений нет, то по поводу последствий разброс оценок широкий, порой они бывают диаметрально противоположными. Например, одни говорят, что миру грозит потепление, другие — похолодание. Создается некая видимость «озабоченности» глобальными экологическими и климатическими проблемами, но она оказывается суетной и достаточно бесплодной.

В 1972 году была проведена первая конференция ООН по проблемам окружающей среды в Стокгольме. Спустя два десятилетия — еще более грандиозный международный форум по экологии в Рио-де-Жанейро. И что же? Только в течение последующих двух десятилетий после Рио-де-Жанейро (1992 -2012 гг.), по самым консервативным оценкам ООН, из-за стихийных бедствий погибло 1,3 миллиона человек, так или иначе пострадало 4,4 миллиарда людей, а экономические потери составили 2 трлн долларов.

Реакция человечества на нынешние глобальные экологические и климатические «вызовы» — яркий пример того, о чем напоминал и предупреждал святитель Николай Сербский. А именно: изменения в природной среде обитания человека определяются не какими-то естественными законами, а высшим нравственным законом, данным Богом.

Еще в первой половине ХХ века европейский (западный) человек перестал это понимать, причины катастроф и кризисов он ищет исключительно в придуманных им природных законах, не замечая вопиющих нарушений высшего нравственного закона.

Те изменения (порой катастрофические), которые стали происходить в природе, «образованный» европеец стал пытаться объяснить самой природой. В книге «Наука закона» святитель объясняет истинные причины природных катаклизмов через диалоги между путником и проводником (первый в основном задает вопросы, второй — объясняет). Наконец, когда путник все понял, он сказал проводнику: «Слушаю тебя, и мир вокруг меня предстает в каком-то новом свете, словно я рубашку вывернул». А немного ниже путник повторил: «Теперь я могу признаться, что получил ясные указания, как видеть лицо, а не изнанку природы, которую я видел прежде, когда сам был рабом теории о законах природы» (глава XV «Дух и орудия духа»).

Святитель стремится, чтобы читатель перестал смотреть на природу с «изнаночной» стороны, а посмотрел бы с лицевой. Тогда многое ему станет понятно.

Привожу фрагмент дальнейшего разговора между путником и проводником, где они используют образные сравнения «изнанка» и «лицо» «рубашки»:

«Проводник.  … я выворачиваю рубашку природы и истории не с лица на изнанку, но с изнанки на лицо. Все те, что рассуждают о законах природы, видят изнанку природы. Но пришло время, когда пора начать снова читать законы природы, как в былые времена, с лица. А тот, кто видит природу и читает ее законы с лица, в свете нравственного закона Бога, единственного существующего во всей вселенной закона, читает внятно, ясно и разборчиво.

Путник. Так ты, значит, полагаешь, что мир и здоровье, изобилие дождей и засуха, болезни и войны — всё зависит от нравственного закона, а не от естественных законов?

Проводник. Да, всё: рождение и смерть детей, землетрясения и бури, наводнения и ураганы, пожары и извержения вулканов, мир или раздоры в семье и в государстве, умножение или падеж скота, нападения диких зверей и нашествия змей, насекомых и микробов на человека, все потери и приобретения, все порядки и беспорядки в природе и истории, все смуты, бунты, революции и кровопролития — абсолютно всё зависит от соблюдения или несоблюдения нравственного закона».

Увы, современный человек перестал понимать эти простые истины. Его с младых ногтей учили «законам природы». Так было организовано образование: и начальное, и среднее, и высшее. Вот и путник восклицает: «Но не мы ли, наше поколение, учили в школе, что всё в мире подчиняется законам природы?». Проводник с этим соглашается.

Дальше привожу полностью ту часть разговора, которая очень наглядно показывает, почему современный человек видит «рубашку» (природу) с изнанки, и что надо сделать, чтобы видеть ее лицевую сторону:

Проводник. Но я хочу задать тебе такой вопрос: кто сшил тебе рубашку, которую ты носишь?

Путник. Естественно, портной.

Проводник. А почему ты не скажешь: игла, но отвечаешь: портной? А кто выковал тебе мотыгу?

Путник. Естественно, кузнец.

Проводник. А почему ты не скажешь: молот, но отвечаешь: кузнец? А кто тебе пилит дрова для печи?

Путник. Естественно, человек: я сам или мой работник.

Проводник. А почему ты не скажешь: пила, но отвечаешь: человек? А кто тебе поливает цветы у дома?

Путник. Цветы поливает моя сестра.

Проводник. А почему ты не скажешь: лейка, но отвечаешь: сестра? А кто тебе печет хлеб?

Путник. Естественно, пекарь.

Проводник. А почему ты не скажешь: огонь, но отвечаешь: пекарь? А кто лечит тебя от болезней?

Путник. Естественно, врач.

Проводник. А почему ты не скажешь: порошки и таблетки, но отвечаешь: врач? А сохраняет твою державу?

Путник. Армия.

Проводник. А почему ты не скажешь: ружья и пушки, но отвечаешь: армия? А кто тебе играет в праздник?

Путник. Естественно, музыкант.

Проводник. А почему ты не скажешь: свирель, но отвечаешь: музыкант? И почему говоришь «естественно»? Естественно было бы то, что ближе, и самым естественным ответом было бы: свирель, а не музыкант, и ружье, а не солдат, и игла, а не портной, и молот, а не молотобоец и так далее. Понимаешь, что я хочу сказать?

Путник. Догадываюсь. Но лучше скажи ясно и прямо.

Проводник. Ясно, что есть «делатель» — тот, кто производит действие, или творит, и то, чем он производит действие — то есть орудие. Например, портной — это делатель, а игла — его орудие. Кузнец — делатель, а молот — орудие. Пильщик — делатель, а пила — орудие. Соглашается ли твой разум с этим?

Путник. Не только разум, но и повседневный опыт.

Проводник. Прекрасно. Так, значит, Бог, по существу, Делатель, а природа — орудие в руках Божиих. С этим ты согласен?

Путник. Кажется, я понял. Различие лишь в том, что там видно и делателя, и орудие, в то время как Бог невидим, а природа видима.

Проводник. Не всегда делатель бывает видим. Например, разве видно того, кто говорит по телефону или поет по радио? Да и природа далеко не всегда видима для наших глаз. Разве видим мы, к примеру, воздух, или эфир, или электрические волны?

Путник. Действительно, не видим. Теперь мне стало понятнее, что Бог — делатель, а природа — орудие Божие».

И тут святитель Николай Сербский переходит к следующей более сложной части своих разъяснений на тему, кто (что) есть Делатель, а кто (что) есть орудие. Разговор между путешественниками продолжился:

«Проводник. Чтобы тебе стало совершенно ясно, что Дух — делатель, а всё остальное лишь орудия, задам тебе еще несколько вопросов. Когда на тебя смотрит твой сосед, как ты скажешь, кто на тебя смотрит: человек или его глаза?

Путник. Естественно, человек.

Проводник. А когда ты прогуливаешься с приятелем, и он тебе что-то рассказывает, как ты скажешь, кто тебе говорит: человек или его уста?

Путник. Естественно, человек.

Проводник. А когда ты видишь, что кто-то идет, как ты скажешь: движется человек или его ноги?

Путник. Естественно, человек.

Проводник. А когда тебя кто-то издалека приветствует взмахом руки, как ты скажешь, кто тебя приветствует: человек или его рука?

Путник. Естественно, человек».

Итак, проводник подводит своего собеседника (путника) для неожиданного для последнего вывода. О том, что человеческое тело — также орудие, а повелителем этого орудия выступает дух человека. В принципе, христианским богословам все это понятно. Этому, вероятно, учат в духовных академиях и духовных семинариях. Есть на этот счет учебники. Вот, например, у меня на полке стоит хороший учебник под названием «Основы православной антропологии», автором которого является протоирей Вадим Леонов (М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2013). Единственным недостатком книги является то, что ее объем без малого полтысячи страниц. Не всякий сможет одолеть. А вот у святителя Николая Сербского все очень лаконично, образно. И что очень важно, без каких-либо канонических и догматических отклонений.

Вот заключительные слова разъяснения проводника о теле и духе человека, и о природе и Боге:

«Так, значит, это человек смотрит на тебя своими глазами, человек говорит с тобой своими устами, человек идет к тебе на своих ногах, человек приветствует тебя своей рукой. А это, в свою очередь, означает, что все органы тела — орудия человеческого духа, который в теле. Но это и означает, что невидимый дух человеческий использует тело как свое орудие. Аналогично этому действуют Бог и природа. Бог суть Дух, использующий всю вселенную как Свое орудие. Теперь ясно?

… Бог управляет природой и природными стихиями в зависимости от поведения людей. Если люди живут строго по нравственному закону Бога, Он обращает природу и все природные стихии на благо и радость людям. Если же люди противятся исполнению нравственного закона, Бог посылает природные стихии на мучение и страдание людей, чтобы они одумались и исправились».

В заключение еще раз хотел бы вернуться к фразе, брошенной в разговоре путником: «Но не мы ли, наше поколение, учили в школе, что всё в мире подчиняется законам природы?» Путник имел в виду европейскую школу. Но это в полной мере относится и к нашей школе. Когда я говорю «наша», я имею в виду и советскую, и нынешнюю российскую школу.

Святитель (в лице проводника) соглашается с диагнозом школьного образования, сделанным путником: «К сожалению, да. Но разве нынешние европейские школы не слепцы, что порождают слепцов, поскольку говорят о вымышленных законах природы, но не о реально существующем нравственном законе? Об этом свидетельствуют дела европейских народов как во времена так называемого мира, так и во время войн. Освободиться от мрака современной европейской школы — самый великий подвиг, который могут свершить люди ради спасения своей души, ради спасения своего народа».

Считаю, что освобождение от того мрака материализма и натурализма, в который погрузилась наша российская школа, — первейшее условие возрождения России. Такое освобождение действительно требует подвига. И совершить нам его поможет святитель Николай Сербский.