Даже среди историков, публицистов, общественных деятелей, с искренним уважением относящихся к памяти императора Николая II и его семьи, многие основывают свои рассуждения о духовном мире царя с женой и детьми, а также об их семейном быте, пронизанном чертами православия, на весьма незначительном количестве твердо установленных фактов. До сих пор в этой сфере зияла брешь недостаточной изученности вопроса. Казалось бы, государь Николай Александрович с ближайшими родными находится в фокусе общественного внимания, почитается как большой православный святой… Но сведения о его повседневной жизни, взятой под углом вероисповедания, имеют фрагментарный характер; по целому ряду позиций они отмечены удивительной скудостью.

Вышедшая в 2017 году книга К.Г. Капкова «Духовный мир императора Николая II и его семьи» в значительной степени исправляет эту ненормальную ситуацию.

Автор книги дает обширные, превосходно систематизированные сведения о том, сколь часто и как молились, держали пост, исповедовались, и причащались члены императорской семьи, какие книги религиозного содержания они читали, какие храмы посещали (и к каким из них относились с наибольшей любовью). К.Г. Капков показывает, с одной стороны, разумную умеренность государя, его жены и детей в вероисповедных вопросах, а с другой – их полную погруженность в православие и совершенную преданность основам Христовой веры.

Автор книги использует не только широко известные источники, освещающие судьбу царской семьи, но и малодоступные тексты, давая им, при необходимости, критическую оценку. Помимо разного рода мемуаров, дневников, писем, материалов прессы, опубликованных фотоальбомов, К.Г. Капков построил свой рассказ о венценосном семействе на солидной базе архивных материалов. Видно, что он использовал документы из, как минимум, шести архивов, введя в научный оборот некоторые бумаги, до сих пор не затронутые чьей-либо исследовательской активностью.

Поразительно богатство фотоматериала, представленного в книге. Тут обнаруживается немало по сию пору не публиковавшихся фотодокументов, в том числе из провинциальных музеев и частных коллекций.

Нельзя сказать, что автор книги предлагает читателям безэмоциональное, аполитичное повествование о царе Николае Александровиче, его супруге и детях. Нет, К.Г. Капков высказывает четко обоснованное отношение к судьбе монаршей семьи. Книга его имеет весомое значение не только для изучения истории, она важна и, думается, будет востребована в сфере современной общественной мысли России, даже в сфере политики. Как минимум, политики культурной.

Например, К.Г. Капков справедливо снимает с Николая II все обвинения в отречении от престола и отрицает за самим актом отречения (бумаги крайне сомнительной!) «безусловное значение юридического документа». Более того, уже постановка вопроса о «законности» этой бумаги вызывает у автора книги скепсис. Ведь, по его словам, «события конца февраля – начала марта 1917 года развивались… не в правовой плоскости».

Не может не радовать твердость позиции К.Г. Капкова по части того, как должно русскому обществу наших дней относиться к памяти истребленного царского семейства и самого зверского убийства, совершенного большевиками.

Так, об уничтожении летом 1917 года императорского семейства и немногих оставшихся верными до конца людей свиты К.Г. Капков пишет: «Зло, закружив вихрем, разразилось вакханалией террора, кровавые волны которого катились по России до второй половины XX столетия. Плоды 1918 года мы пожинаем по сей день, и было бы странно думать, что преступления прошлых лет пойдут безнаказанно, без последствий для нас и грядущих поколений… Царскую семью реабилитировали. Если жертвы реабилитированы, логично осудить убийц. Этого не наблюдается. Мы будем праздновать столетие мученичества царской семьи и их слуг в государственной области, именованной в честь их убийцы, на улицах и станциях метро, названных в честь подельников преступления. Как это понять? И как это поймет современная молодежь. Чему научится?.. Мы полагаем, надо осудить это убийство, отбросив любые политические аспекты, «политические реалии», осудить убийство как таковое – ясно и четко: с амвона церковного и государственным актом. Дай Бог России мужество признать свои падения и не потерять и не потерять покаяния… Почитание Царственных страстотерпцев и, шире, новомучеников вообще, могло бы стать очистительной закваской для общества. Тем семенем, из которого может родиться смысл жизни, духовное обновление современной России».

Полагаю, книга К.Г. Капкова – значительное событие и для профессиональных историков, и для искренних патриотов России, любящих русскую старину, и, разумеется, для всего сегмента русской консервативной мысли, особенно же национального монархического движения.

Дмитрий Володихин