Главный герой фильма «Берегись автомобиля» — это настоящий Робин Гуд, который кровь не льет, но воров наказывает. Это — пример светской святости

Представьте себе: что будет, если соединить мешковатые штаны героя Чарли Чаплина с его нелепым видом, эту агрессивную невинность с сумасшедшим стремлением к святости и к земной справедливости, характерной Дон Кихоту, и с придурашливой святостью князя Мышкина? Вместе будет Юрий Деточкин. Это главный герой бессмертного фильма «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, который написал сценарий совместно с Эмилем Брагинским.

Это уникальный фильм про русского Дон Кихота, который отчаялся в том, что правда есть на земле. Помните фразу одного из пушкинских персонажей: «Нет правды на земле, но правды нет и выше…»

К тому времени Иннокентий Смоктуновский, Царство ему Небесное, уже играл Мышкина, он был настоящий Мышкин. Его ждал Гамлет, и он сам был настоящим Гамлетом. Дон Кихот — это вечный персонаж, лучший персонаж истории мировой литературы второго тысячелетия, по решению мировых экспертов по литературе.

А Юрий Деточкин — это человек, который пытается смирить воров. Который пытается узнать, кто, как, где нагрел свои руки несправедливо, и лишить их несправедливого прибытка. Но при этом не пользоваться тем, что украл — в этом его яркое отличие от сегодняшних борцов против коррупции. Потому что борцы против коррупции действуют в духе мультяшного Ленина, и говорят: «Что это вы при царе плохо живете, давайте вы при мне плохо жить будете! И вам будет плохо, как раньше, только я буду на его месте…»

Это логика сволочей, которые желают прийти к власти. Любая сволочь, желающая прийти к власти, критикует предыдущую власть, чтобы пользоваться его благами предыдущей власти.

Деточкин не такой. Деточкин — это настоящий Дон Кихот. Он бессребреник, он князь Мышкин, и не понимает деньгам цены. Или даже понимает, но не хочет пользоваться. Он отправляет деткам всё, в детский дом. Главный герой Олега Ефремова даже его сажать отказывается.

Деточкин — это настоящий Робин Гуд. Он кровь не льет, но воров наказывает. Деньгами не пользуется. Он — пример светской святости, который чудесным образом вышел из-под пера Рязанова и Брагинского и ушел на экраны в 1966 году.