Вслед за главами других поместных церквей блаженнейший патриарх святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III выступил в поддержку канонической украинской церкви Московского патриархата, а политиканов Киевской хунты, желающих протолкнуть антицерковные законы, обличил как преступников

Отношения между народами и государствами зачастую бывают непростыми и даже откровенно враждебными, причем нередко случается и так, что в жесткую конфронтацию между собой вступают православные народы: сербы и болгары, грузины и осетины, русские и румыны. И мудрость Церкви состоит в том, чтобы на фоне обострившихся противоречий, нередко переходящих в кровопролитные войны, хранить каноническое единство, не допустить расколов по национальному признаку, оставаться чудодейственным цементом, соединяющим края трещин, обильно покрывших стены некогда единого здания.

За расколом всегда стоит политика

Характерным примером подобной врачующей практики может стать Югославия, на которой в силу ряда причин Запад гораздо успешнее, чем на Русском мире опробовал тактику «разделяй и властвуй».

После распада единого государства, в национальных осколках в пику Сербской православной церкви стали выделяться раскольничьи автокефалии — «Македонская православная церковь», «Черногорская православная церковь» и даже «Хорватская православная церковь», учрежденная для сербов, не пожелавших сменить обряд, но ради лояльности новым властям готовых забыть о собственной нации. Настоящие хорваты, как известно, католики, а принадлежность к сербам, хорватам и бошнякам на Балканах на протяжении веков определялась исключительно по принадлежности к той или иной конфессии — православию, католицизму или исламу.

И ни одна из этих псевдоцерквей не была поддержана Вселенским православием. Благодаря чему, например, в той же Черногории раскольничья ЧПЦ остается маргинальным образованием, как и мертворожденный проект ХПЦ в Хорватии.

Русский мир также не избежал резни по живому. Но в отличие от Балкан эта пагуба практически не коснулась его духовной составляющей. Точнее говоря — почти не коснулась. К сожалению, в негативном плане на этом поприще отметилась все та же Украина. И только она, где еще в XVI веке часть прельщенных благами земными иерархов пошли на унию с Римом, породив нынешнюю Украинскую греко-католическую церковь.

Затем, после гибели Русской империи, на фоне хаоса гражданской бойни, еще одна часть местных церковных деятелей утвердила так называемую Украинскую автокефалию (Украинская автокефальная православная церковь), ставшую впоследствии идейной опорой петлюровщины, но после победы большевизма, а особенно после жестких послевоенных мер в отношении бандеровщины и укронацизма со стороны сталинского СССР, в основном перебравшуюся в США и Канаду.

Ну и, наконец, последним весомым раскольничьим проектом стала опора уже нынешнего свидомого украинского проекта последних десятилетий — учрежденный внутрицерковным авантюристом и анафемой Филаретом Денисенко так называемый Киевский патриархат (УПЦ КП). Все эти деноминации внутри одной страны также не были признаны Вселенской церковью, но, имея откровенно националистический характер, когда трезубы, вышиванки и оселедцы на их «иконах» и в символике уверенно потеснили Спаса, Богородицу и крест, стали опорой самостийной власти. Особенно в ее нынешней жесткой версии.

Именно ради раскольников, которых киевская хунта усиленно пытается объединить, но властные амбиции разбойничьих «предстоятелей» пока берут верх над амбициями их политических покровителей, и были задуманы антицерковные законы, пока отложенные Радой. Но именно они, по сути, должны усилить и ускорить процесс захвата раскольниками православных церквей и снизить роль единственной канонической церкви Украины до положения «иностранного агента».

Когда молчание не золото

«Единство Церкви — это дар Святого Духа, и мы призваны беречь его и укреплять, разрушение этого единства является тяжелейшим преступлением, — сказал накануне свое пастырское слово иерусалимский предстоятель Феофил III во время посещения Русской Миссии в святом городе. —  Пользуясь этой возможностью, мы самым решительным образом осуждаем тех, кто предпринимает действия, направленные против приходов канонической православной церкви на Украине. Не напрасно святые отцы напоминают нам, что разрушение единства Церкви, раскол — это самый тяжкий грех».

Следует отметить, что иерусалимский патриарх — не единственный глава поместной православной церкви, публично осудивший агрессию украинских националистических властей и раскольников на единственную каноническую церковь, действующую на территории этого государства. Похожие по содержанию заявления уже сделали  блаженнейший патриарх Александрийский Феодор II, блаженнейший патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X, и блаженнейший митрополит Чешских Земель и Словакии Ростислав. Тем более символично на этом фоне выглядит «красноречивое молчание» считающегося «первым среди равных» константинопольского патриарха Варфоломея.

«Такое поведение предстоятеля Константинопольской церкви неудивительно, он давно имеет неофициальные контакты с раскольничьей группировкой на Украине, а также негативно относится к России, Русскому миру и Русской Церкви, — поделился своим взглядом на ситуацию с обозревателем телеканала Царьград диакон, старший аналитик Аналитического центра св. Василия Великого Илья Маслов. — В прошлом году он активно пытался принудить нашу Церковь и другие поместные Церкви приехать на так называемый Всеправославный собор, проведение которого, по сути, стало очередной попыткой самовластно контролировать весь православный мир».

В том же, что Иерусалим поддержал УПЦ МП, отец диакон не видит ничего удивительного:

«Связи Москвы и Иерусалима через Русскую миссию в Палестине — многовековые. Наша Церковь всегда участвовала в жизни православных на Святой Земле. И позиция Феофила III наглядно продемонстрировала, что церковные каноны и правда должны быть выше политической конъюнктуры».

Слово побеждающее

Безусловно, слова Иерусалимского и иных предстоятелей православных Церквей стала и серьезной поддержкой для всех верных на Украине, которые теперь живут словно в осажденной крепости, ежедневно находясь в готовности пожертвовать во имя истины своим личным благосостоянием, социальным положением, здоровьем, а то и жизнью:

«Такая поддержка крайне важна, потому что для Господа, как известно, нет ни эллина, ни иудея, и представители других Церквей слышат своих патриархов и молятся вместе с ними за единство Русского православия, за то, чтобы Украинская Православная Церковь осталась в канонической связи с Русской Православной Церковью, ее неотъемлемой частью, как и должно быть, — высказал свое мнение в ходе общения с обозревателем телеканала Царьград председатель общественного движения «Русское Причерноморье», николаевский политэмигрант Антон Половенко. — К словам патриархов прислушиваются и политики, что тоже немаловажно для поддержки канонического православия. Сейчас на Украине церковь является заложником политики, и на нее оказывается серьезное давление. Но каноническая церковь должна быть сохранена и, я убежден, в ее защиту выступят все разумные силы, поскольку она — краеугольный камень народа Украины».

Силы зла способны наносить болезненные удары. Они ежесекундно шевелятся, активничают, перегруппировываются для новой атаки. Но стоит лучу солнца упасть на эту кишащую кучу, как становится очевидно, что она — есть смрад, не более. А если этих лучей будет больше, и засияют они словно солнце, то нечистота будет выжжена, ибо пред светом она — ничто, а лишь поверженный прах.