30 мая (18 по старому стилю) 1896 года во время торжеств в честь коронации Императора Николая II на окраине Ходынского поля в Москве произошла давка, в результате которой погибло 1 300 человек

Так называемое передовое общество, а вслед за ним и революционеры, поспешили обвинить в Ходынке молодого Государя. Трудно найти более нелепого обвинения. Подобные «ходынки» происходили и происходят повсеместно. В 1887 г. в Лондоне на торжествах в честь королевы Виктории в массовой давке погибло 2 тысячи 500 человек. Свыше тысячи погибло в Москве при похоронах Сталина. В 2010 г. на «празднике воды» в Пномпене в давке погибло 456 человек.

Причины несчастного случая в Москве заключались в следующем. Царские подарки предполагалось раздавать в специальных буфетах. Среди них были коронационные кружки. В народе ходили слухи, будто они будут наполнены серебром и золотом. Крестьянский люд спешно целыми артелями двигался в Первопрестольную. К утру 19 мая на тридцати гектарах Ходынского поля скопилось не менее 500 тыс. человек. За ночь ожидания многие люди умерли от удушья, не имея возможности покинуть поле. Когда рано утром началась раздача подарков, толпа с разных сторон рванулась к буфетам, что привело к новым жертвам.

Император Николай II и Императрица Александра Феодоровна тяжело переживали случившееся. Государь «повелел выдать по тысяче рублей на каждую осиротевшую семью, расходы на похороны принять на Его счет». Кстати, это пособие семьи погибших получали до февраля 1917 г. Царь и Царица посетили раненых в госпиталях и больницах. Говорят, что Николаю II надо было объявить в стране траур. Но в ту эпоху такой традиции не было. Кроме того, объявление траура неминуемо повлекло бы за собой прекращение коронационных празднеств, что самым негативным образом отразилось бы на престиже России. Тоже самое можно сказать и посещении Царской Четой праздничного вечера во французском посольстве. Для России, находившейся тогда в международной полуизоляции, было крайне важно обозначить союз с Францией.

Великокняжеская фронда и представители либеральных кругов всячески нагнетали последствия ходынской давки, возлагая всю вину за случившееся на Великого Князя Сергея Александровича. Однако Государь знал, что ответственность за обеспечение порядка при раздаче подарков полностью взяло на себя Министерство Двора и его министр граф Воронцов-Дашков, который вскоре был снят со своей должности.

Таким образом, давка на Ходынском поле стала следствием как непрофессионализма ответственных лиц, так и злого умысла со стороны определённых сил, стремившихся скомпрометировать в глазах народа молодого Царя и Великого Князя Сергея Александровича. В этом смысле строки масона Бальмонта «кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, встав на эшафот» вряд ли являлись «предвидениями» поэта, скорее знанием планов его старших «братьев».