Архиерейский собор Русской православной церкви еще в 1990 году предоставил Украинской православной церкви независимость и самостоятельность в управлении. В послании собор специально отметил обеспокоенность церковной ситуацией на Украине и подчеркнул, что Украинская православная церковь имеет «широкую самостоятельность» и «не закрыт путь и для дальнейшего усовершенствования и расширения этой самостоятельности».

29 октября 1990 года за Божественной литургией в киевском соборе Святой Софии Святейший Патриарх  Московский и всея Руси Алексий II вручил Грамоту о праве самостоятельности и самоуправления УПЦ  митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету. При этом он произнес: «Благословляем через настоящую Грамоту нашу силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне Православной Украинской Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении…  Мы уповаем, что Украинская Православная Церковь будет управляться согласно Божественным и священным канонам и унаследованным от святых отцов обычаям Кафолической Православной Церкви и определениями сего Архиерейского Собора. Мы единым сердцем и едиными устами молим Пастыреначальника Господа о ниспослании небесной помощи и благословения Святой Православной Украинской Церкви. Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов».

Но Филарет (Денисенко) использовал свое положение предстоятеля УПЦ для усугубления репрессий против  епископата, духовенства  и монашествующих в целях еще большего усиления своего владычества. Насытить властолюбие и гордыню Денисенко могла лишь автокефалия УПЦ.

И вопрос о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви был в повестке дня Московской патриархии.

Архиерейский собор РПЦ 1992 года рассмотрел обращение епископата УПЦ по поводу дарования все той же автокефалии.

Подписывать его отказались три архиерея: епископ Онуфрий (ныне  предстоятель УПЦ), епископ Сергий (ныне митрополит  Тернопольский и Кременецкий) и епископ Алипий (ныне архиепископ  Краснолиманский). За неподчинение и противодействие насаждению автокефалии был лишен сана епископ (ныне митрополит) Иоанфан (Елецких), был смещен с кафедры митрополит Винницкий Агафангел (ныне митрополит Одесский и Измаильский), уволен ректор Одесской духовной семинарии протоиерей Александр Кравченко.

В документах Архиерейского собора РПЦ 1992 года говорится о том, что «в ходе свободной и продолжительной братской дискуссии были внимательно выслушаны выступления епископов Украинской Православной Церкви, которые засвидетельствовали неоднозначное отношение к автокефалии клира и верующих Украины. Если в западных епархиях Украинской Православной Церкви идея автокефалии воспринимается положительно, то в остальных она отвергается большинством верующего народа и духовенства».

А также «было выражено единодушное мнение, что единство нашей Святой Православной Церкви в нынешних трудных условиях исторического бытия является залогом сохранения внутрицерковного мира и важным фактором преодоления возникающего межнационального отчуждения и вражды. Единство и мир внутри Церкви есть также непременное условие успеха ее пастырского служения, через которое она несет современному человеку весть о спасении». Поэтому «было внимательно рассмотрено положение в Украинской Православной Церкви, сложившееся после предоставления ей в октябре 1990 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви самостоятельности и независимости в управлении».

Архиерейский собор констатировал, «что внутрицерковная и межконфессиональная ситуация на Украине грозит новыми тягостными разделениями, могущими иметь самые тяжелые последствия для судеб Украинской Православной Церкви».

В результате было принято «заявление Преосвященного Филарета, митрополита Киевского и всея Украины, о том, что во имя мира церковного он подаст прошение на предстоящем Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви об освобождении его от обязанностей предстоятеля Украинской Православной Церкви».

То есть, выражаясь мирским языком, Денисенко сам попросил об отставке. Однако, вернувшись в Киев, он нарушил данное им слово.

Весной 1992 года было принято решение о проведении в Харькове собора епископов УПЦ (МП).  И он был созван старейшим по хиротонии архиереем УПЦ митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом.

Зал, в котором  проходил собор

Митрополит Никодим (Руснак)

Икона, перед которой молились участники собора

Политическая ситуация была такова, что в Киеве провести собор было невозможно – его участников если бы не убили, то точно покалечили бы националисты РУХа и УНА-УНСО. Харьковская епархия оказалась наиболее приемлемым местом для созыва этого исторического  собора, состоявшегося 27-28 мая 1992 года.  Но и здесь его участники подвергались угрозам физического воздействия со стороны властей и лояльных им банд националистов.

В Харьков прибыли 18 из 21 архиерея Украинской православной церкви. Отсутствовали: Филарет (Денисенко), Иаков (Панчук), в то время епископ Почаевский, викарий Тернопольской епархии, и Андрей (Горак), епископ Львовский и Дрогобычский.

По воспоминаниям  Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, во время заседаний владыка Никодим часто выходил из зала. Оказывается, ему все время звонили из высоких государственных инстанций и говорили, чтобы он следовал их рекомендациям. Владыка отвечал, что это архиерейский собор, и он не может оказывать давление на епископов, кого им избирать. Он возвращался бледный, как бумага, никому ничего не говорил, но усилием воли заставлял себя садиться за стол и продолжал вести собрание.

В своё время Святейший Патриарх Алексий ІІ отмечал, что Харьковский архиерейский собор 1992 года стал подобием первых соборов в истории Церкви Христовой, когда зримо действовала благодать Святого Духа.

На соборе, несмотря на колоссальное внешнее давление, Филарету (Денисенко) было выражено недоверие, запрещено священнослужение впредь до решения Архиерейского собора РПЦ. Он также был уволен с Киевской кафедры.

Новым предстоятелем УПЦ был избран  митрополит Ростовский Владимир (Сабодан). В отличие от Денисенко именно он пользовался непререкаемым авторитетом и одновременно  любовью среди духовенства, монашествующих и мирян…

В тот же день, 28 мая, в Москве состоялось заседание Священного синода РПЦ, которое приняло к сведению «решения Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви от 27-28 мая с.г., осуществившего Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2 апреля с.г.».

Архиерейский собор РПЦ от 11 июня 1992 года тоже признал Харьковский собор следующей формулировкой: «Архиерейский Собор подверг дело митрополита Филарета (Денисенко) всестороннему обсуждению и признал деяния Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви об отстранении митрополита Филарета с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви, о зачислении его в заштат и запрещении в священнослужении, равно как и согласие с этими мерами Священного Синода Русской Православной Церкви, имеющими законное предсудебное значение».

О деяниях Харьковского собора епископов было сообщено поместным православным церквам, которые признали его решения особыми телеграммами в адрес патриарха Алексия II, а впоследствии направили свои поздравления и избранному предстоятелю УПЦ.

После решений собора бывший митрополит Филарет апеллировал к патриарху Константинопольскому Варфоломею. Патриарх ответил, что не будет встречаться с запрещенным иерархом до осуществления над ним церковного суда Московского патриархата.

21 февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви «монах Филарет» был отлучён от Церкви и предан анафеме.

Митрополит Владимир на пути в Киев

Блаженнейший митрополит Владимир  своим жизненным подвигом подтвердил  слова из Грамоты о праве самостоятельности и самоуправления: «Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов».

Вера НАДЕЖДИНА