Киев запретил транзит продовольствия в Приднестровье через Украину, если он не согласован с Молдавией
Забота о здоровье населения Приднестровья — наше всё! Так, должно быть, говорили в Киеве, честно глядя друг другу в глаза, когда принимали решение о том, что отныне транзит продовольственных грузов в эту республику будет осуществляться при условии его согласования с Национальным агентством по безопасности пищевых продуктов Молдавии.
Не получается с Донбассом — попытаемся на Приднестровье
Официально озвученное 22 мая решение Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей звучит так: «В соответствии с распоряжением главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины от 17 мая 2017 года №33 предусмотрено, что с 20 мая 2017 года пропуск подконтрольных грузов в режиме транзита через территорию Украины, которые направляются в непризнанную Приднестровскую Молдавскую Республику, будет осуществляться лишь при условии его согласования с Национальным агентством по безопасности пищевых продуктов Республики Молдова». При этом отмечается отдельно, что это требование «соответствует п. 14 Соглашения о сотрудничестве в области ветеринарии стран СНГ» — организации, в которую Украина, кстати, полноценно даже не входит.
Формально всё так: должны быть разрешения государственных центральных ветеринарных органов на ввоз продовольственных продуктов. С ними же должен быть согласован и маршрут следования.
Вопрос — что считать центральными государственными органами в данном случае. Да, Приднестровье никем не признано. Но оно и не выходило из состава Молдавии. Это государство просто ни дня не было в её составе: когда Молдавия ещё в составе СССР начала сепаратистское движение на выход из него, Приднестровье заявило о своём несогласии с этим и о выходе в таком случае из её состава. И затем отстояло это своё решение в ходе недолгого, но кровопролитного вооружённого конфликта.
По факту получилось, что молдавским сепаратистам ответили той же монетою. И это уже очень зримо напоминает ситуацию на Украине, которая взяла жёсткий путь на полный уход от России, от русского мира, — ну а население Донбасса с этим оказалось не согласно. И кто тут сепаратист?
Поэтому в определённом смысле нынешнее решение Киева можно назвать некоторой местью Донбассу, полагают наблюдатели: дескать, не получилось с блокадой вас, хоть отрезали не то что транзит, но даже электричество и воду, — так хоть покажем вашим единомышленникам, где раки зимуют.
Но прежде всего, как указывают аналитики, это в первую очередь — месть России. Которой Киев мелко, но злобно попытался доставить новую головную боль.
А что Додон?
Действительно, но ведь в Молдавии теперь у власти стоит пророссийски настроенный президент Додон. Он ведь всю эту подоплёку понимать должен?
Он понимает. И потому сказал интервью одной из радиостанций, что открытие в пункте пропуска Кучурган совместного молдавско-украинского поста является одним из приоритетов Кишинева. «Здесь, в Кишиневе, у нас у всех общая позиция. Все мы говорим об общей стране, о реинтеграции, когда должна быть и одна граница».
Это заявление тем более примечательно, что прозвучало на фоне его же недавних слов о том, что опасения Приднестровья по этому поводу услышаны. «Мы понимаем эту озабоченность. Мои советники изучат все риски. Мы сделаем все возможное, чтобы не было никаких потерь для бюджета Приднестровья, экономических агентов и физических лиц. Надеюсь, специалисты в ближайшее время проработают все эти моменты», — заявил он в ходе встречи с президентом ПМР Вадимом Красносельским 30 марта.
Теперь же Додон говорит, что не верит, будто экономический ущерб от нынешнего решения так уж велик, как то описывают в Тирасполе. А там оценили будущие убытки в минимум 38 млн долларов. Это много для достаточно небогатой республики.

Из чего складываются убытки
Тут нужно напомнить, в чём будет физически выражаться введение совместного контроля на приднестровско-украинской границе.
Уже сегодня вывоз грузов из Приднестровья производится через Молдавию. Товар проходит оформление в таможенных органах ПМР. Затем он поступает на территорию Молдавии и проходит процедуру затамаживания уже в её таможенных органах Молдовы. Таким образом, экспорт Молдавии растёт, бюджет получает таможенные платежи, платежи за сертификацию товара по молдавским правилам, транзитные выплаты — зато приднестровские перевозчики и экспортёры несут бремя двойного оформления экспортируемых товаров.
Но — иного выхода нет, таково требование международных органов, иначе продукцию непризнанной республики никто не примет.
Теперь на убытки ставятся и приднестровские импортёры. Часть из них уже сегодня ввозит товар через таможенные переходы на территории Молдавии и проходит соответствующее оформление в молдавской таможне. После чего окончательно растамаживается на таможенных терминалах ПМР.
Но до сих завоз грузов прямо на территорию ПМР с территории Украины двойным оформлением таможенных документов и двойными пошлинами не сопровождался. Через три имеющихся автомобильных перехода он попадал прямо на таможенную территорию Приднестровья, где и получал соответствующее оформление. Оформлялась только транзитная декларация на Украине.
Таким образом, о полноценной блокаде речь не идёт. Речь идёт именно о мелкой пакости со стороны Киева — ведь понятно, что через территорию Украины в Приднестровье идут практически только российские грузы. Но потенциально такая блокада может быть введена при любом обострении ситуации. И соответствующая «прокачка» возможностей уже осуществляется на Украине через антиприднестровские кампании в прессе и действия местных нацистов.
Додон не промолчал…
Очевидно, что Игорь Додон весьма интригующим образом усложнил свою политическую ориентацию — при том, что иначе действовать, на первый взгляд, и не мог. Он, правда, не особо выделял свою «пророссийскость» — скорее, это определение ему поспешила приклеить пресса, — но, надо отдать должное, заявлял, что свой промолдавский курс видит в улучшении отношений с Россией. И что тоже надо признать, сделал несколько значимых шагов в этом направлении. Что, кстати, принесло более чем промолдавские результаты — вырос экспорт в Россию, а главное, была проведения «амнистия» молдавских гастарбайтеров, вернувшая им разрешение работать в России, о чём сообщал Царьград.
Теперь же очевидно, что действия украинской стороны в отношении Приднестровья носят антироссийский характер, а Игорь Додон поддержал их. И здесь дело не в том, что власть президента в Молдавии во многом номинальна, а парламент и правительство страны проводят прозападную, а часто и откровенно нацистскую линию в политике. Додон мог просто промолчать. Но он поторопился одобрить решение Киева.
И, значит, на первый план выступает уже другая, подлинная ипостась этого молдавского политика — сторонника ликвидации ПМР с признанием лишь какого-то непонятного «особого статуса» для этой республики. Решение Киева объективно укрепляет единую границу Молдавии, и это не может не нравиться этой «второй ипостаси» Додона.
Но оно ясно не понравится Москве. И Додон мог бы промолчать.
Но он — не промолчал.
Нет Комментариев