При войнах, революциях религиозный фактор играет исключительную роль, потому что религиозная мотивация пронизывает самые глубины души человеческой. И, чем пристрастнее ее последователи в своих убеждениях, тем кровавее последствия. Революции в России в 1905-м, 1917 годах не стали исключением. Какое же имеют отношение к революциям и убийству России православные старообрядцы? Не громко ли сказано?
Первые мои знакомства со старообрядцами и с их святынями произвели на меня положительные, неизгладимые впечатления: набожность, строгость, аскетизм, многочасовые богослужения, смиренные поклоны, притягательная старина, трудолюбие, скрупулезность, аккуратность, некая мистичность. Надеюсь, что к большинству современных старообрядцев всё это и относится. Но каково было положение старообрядцев в период 1905 – 1917 гг. и в чем выражалось их участие в революциях?
Современные старообрядческие епископы
Оказывается, участие было самое что ни на есть прямое. О старообрядцах, о единоверцах — тех, которые присоединились к Русской Православной Церкви, — речь в статье идти не будет. Вам придется по-новому посмотреть на нашу историю, поэтому репродукции и картины я буду подписывать от лица старообрядцев.
Что собою представлял старообрядческий социум в Российской Империи?
О них однозначно можно сказать, что это была религия купечества.
Фото: Старообрядчество – религия купечества
В дореволюционной России наиболее богатыми и предприимчивыми людьми являлись старообрядцы. Будучи притесняемыми и гонимыми властями несколько столетий, имея крепкий общинный уклад, высокую нравственность и аскетизм, они создали свою, внутреннюю финансовую религиозно-коллективную империю. Оптимальным инструментом, позволяющим им максимально концентрировать как экономические, так и духовные ресурсы, стала знаменитая русская община; общинно-коллективистские (а не частнособственнические) отношения служили тем фундаментом, на котором строилась социальная жизнь старообрядцев.
На рубеже XX века в России существовали только три финансово состоятельные группы людей: старообрядцы (купцы и промышленники), иностранные бизнесмены и дворяне-помещики. Вдумайтесь, на долю старообрядцев приходилось более 60% всех частных капиталов Империи! А это значит, что финансово они влияли на всю экономику и политическую палитру страны. При этом численность самих старообрядцев всех существующих на то время толков, по разным подсчетам, составляла не более 2% от общего числа населения и 10-15% от численности русских в Империи.
Старообрядцы не являлись монолитным религиозным образованием, они делились на две группы: «поповцев» и «беспоповцев». Уже сами эти названия говорят о существовании или отсутствии в этих группах духовенства. Кроме того, внутри групп также происходили разделения и создавались различные толки, которые переплетались с разными сектами. За прошедшие века таких толков, с ужасными извращениями Евангельских истин, возникло не менее семидесяти.
Вероучение и отношение к обрядам внутри групп нередко были даже взаимоисключающие. Но всех староверов объединяла, на уровне вероучения и культа, лютая ненависть к Российской Православной Церкви и к властям, в частности, к дому Романовых, как к правителям антихриста. Для этой ненависти имелись объективные исторические причины – гонения за веру, социальное угнетение, запрет на проповедь и распространение своей религии. Под надуманными предлогами старообрядцев наказывали и отбирали у них имущество, отправляли в ссылку, закрывали и разрушали их храмы. Браки им разрешалось регистрировать (венчаться) только в храмах РПЦ, а это означало принудительное склонение в «веру антихриста».
Хозяйственно-управленческой модели, сформированной расколом, был брошен вызов в 50-е годы ХIХ века. Главный удар оказался направлен на купечество. Отныне попасть в купеческие гильдии могли только те, кто принадлежал к Синодальной Церкви (РПЦ) или единоверию; все русские купцы обязывались предоставить свидетельства об этом от православных священнослужителей. В случае отказа предприниматели переводились на временное гильдейское право сроком на один год. В результате всё староверческое купечество оказалось перед жёстким выбором: лишиться всего или поменять веру. Была альтернатива – вступить в единоверчество, сохраняя при этом старые обряды; большинство склонялось к последнему варианту.
В России тогда происходили старообрядческие бунты, которые позднее, во времена СССР, представляли как проявление классовой борьбы, умалчивая об их религиозной мотивации.
Лютой ненавистью ненавидели старообрядцы П.А. Столыпина за его реформаторскую деятельность, поэтому радовались его убийству. При всей успешности его реформ, новые цивилизационные вызовы урбанизации, такие как, например, переселение крестьян в Сибирь, разрушали устоявшийся общинный уклад старообрядцев. Кроме того, крестьяне-переселенцы составляли конкуренцию предприятиям и банкам старообрядцев тем, что из государственной казны им выплачивали ссуды и подъемные, выделяли бесплатные земельные участки и они успешно развивали свое хозяйство.
П.А. Столыпин держал на личном контроле вопрос о переводе старообрядцев — раскольников в единоверчество и достиг в этом успеха: подавляющая часть казаков — старообрядцев перешли в РПЦ или единоверие.
Убийство П.А. Столыпина
Но вот пришла долгожданная свобода – были приняты действенные меры «к устранению стеснений в области религии»: своим Указом от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» Государь Император Николай II уравнял права старообрядцев и православных христиан. С тех пор они перестали называться раскольниками. Это была вспышка процветания и развития старообрядцев вплоть до конца 20-х годов.
Организация старообрядцами революции 1905 года
В августе 1905 года в Нижнем Новгороде прошло закрытое «частное собрание старообрядцев», которое постановило, что дарованные старообрядцам свободы могут быть у них отняты. Было решено продолжить борьбу до появления в Государственной думе фракции старообрядцев с решающим голосом. Миллионер Рябушинский предложил создать для этого систему «разъездных пропагандистов».
Старообрядец миллионер Владимир Павлович Рябушинский подготавливал революционных агитаторов
Более 120 человек, финансируемые старообрядцами, разъехались по всем уголкам Российской империи с призывами к революции и социальной справедливости. Их главным лозунгом было: «Наступила свобода! Можно силой забирать землю у помещиков». В то же время, призывов об экспроприации фабрик и заводов, на 60% принадлежащих старообрядцам, конечно же, не звучало. Это объяснялось тем, что ими двигало вовсе не желание бороться за социальную справедливость, а то, что помещики являлись для них конкурентами. Имела значение и религиозная мотивация: ведь помещики и представители власти были православными, то есть, в глазах старообрядцев, еретиками — никонианами, новообрядцами — «слугами антихриста».
Почва для революции 1905 года подготавливалась старообрядцами давно. Так, в 1897 году в Замоскворечье ими были основаны«Пречистенские курсы», на которых всем желающим читали лекции о социализме и марксизме. К 1905 году на курсах обучалось уже 1500 человек. Естественно, эти профессиональные революционеры-агитаторы по вероисповеданию были раскольники — старообрядцы разного толка, недовольные «властью антихристовой». На курсах могло бы учиться и больше народа, но не позволяли размеры помещения. Впрочем, это оказалось делом поправимым. Знаменитый клан старообрядцев Морозовых внес 85 тысяч рублей на строительство трехэтажной марксистской школы, землю под которую выделила Городская дума в лице ее руководителя старообрядца Гучкова. На деньги того же старообрядца Саввы Морозова революционерами в 1905 году закупалось оружие.
Старообрядец купец Савва Морозов, на деньги которого закупалось оружие для братоубийства
Казалось бы, налицо противоречие: как глубоко верующие люди могли помогать противникам любой религии? Но на самом деле никакого противоречия не было! Старообрядцы боролись не с частной собственностью, а лишь с антихристовой, с их точки зрения, властью, используя марксистов в своих целях, тем самым взращивая зверя, который их же самих и пожрал.
Революция — дело доходное!
По стране прокатилась череда забастовок и бунтов. В качестве классического примера можно привести легендарный Ленский расстрел. Компанией «Лензолото» до начала беспорядков владели англичане, купцы-старообрядцы и барон Гинцбург. Акциями предприятия торговали на Лондонской, Парижской и Московской биржах. Протесты, начавшиеся после продажи в фабричном магазине гнилого мяса, закончились, как водится, народным бунтом. Затем последовали расстрел рабочих солдатами, массированная кампания в прессе, а также ряд гневных докладов в Думе, инициированные все теми же старообрядцами. Англичане были вынуждены уйти, акции же за копейки скупил старообрядец-миллионер Захарий Жданов, один из бывших владельцев «Лензолота», удачно продавший свой пакет акций незадолго до начала беспорядков. На сделке он выиграл 1,5 млн золотых рублей. Аналогичные, можно сказать рейдерские, захваты, проводимые с благой целью – лишить иностранцев права владения активами в Российской империи, — проходили повсеместно.
Февральская революция завершила дело, начатое в 1905 году: старообрядцы получили всю полноту власти. Более половины из 25 наиболее влиятельных купеческих родов Москвы были староверами: Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, Солдатенковы, Третьяковы, Хлудовы. Власть в городе принадлежала старообрядцам. Они были гласными Московской городской думы, членами общественных комитетов, главенствовали на Московской бирже. Руководство крупнейшими оппозиционными буржуазными партиями — кадетов, октябристов и прогрессистов — осуществлялось все теми же людьми. Н.Д. Авксентьев, А.И. Гучков, А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков заправляли и во Временном правительстве.
Старообрядческий социализм
Уже к началу XX века старообрядцы ввели на своих предприятиях высокие социальные стандарты: 9-часовой рабочий день, бесплатные общежития для рабочих, медицинские кабинеты, ясли-сад для детей, библиотеки. Для постройки собственных каменных домов выдавались беспроцентные ссуды. Собственная бесплатная больница была оборудована операционной, амбулаторией, аптекой и родильным домом. Имелись санаторий и богадельня для престарелых. Для молодежи существовали профтехучилища. Также назначалась пенсия в размере 25-50% от средней заработной платы. Так что высокие социальные стандарты в СССР были изобретением не коммунистов, а старообрядцев.
Неудивительно, что рабочие предприятий, которыми владели старообрядцы, во всем поддерживали своих хозяев. Во время баррикад, стачек, забастовок рабочим все равно оплачивали рабочий день. Баррикады во время революции 1905 года в Москве располагались по принадлежности к предприятиям старообрядцев. Баррикады Сокольнического и Рогожско-Симоновского районов находились в зоне влияния Преображенской и Рогожской старообрядческих общин. Крупные силы на революционную борьбу отрядили фабрика старообрядца Мамонтова и мебельная фабрика старообрядца Шмита. На Бутырском Валу стояли представители Рахмановской старообрядческой общины.
Стачки старообрядцы организовывали для борьбы с «антихристовой» властью
Купеческая элита решительно распрощалась со славянофильскими идеями о возможности развития на монархической основе. Купечество обратилось к радикальным элементам, которые концентрировались в кружках социал-демократов и социал-революционеров. Именно из такого кружка происходил Дмитрий Богров – убийца Столыпина. Это было предательство Святой Руси!
Старообрядческое пособничество террористам
Начиная с 1905 года, по стране прокатилась волна убийств чиновников, губернаторов, глав городов. Революционеры делали свое дело – расшатывали страну.
Профессиональные революционеры и террористы были приняты на работу на предприятия промышленников-старообрядцев. В цехах их видели редко, а вот зарплату они получали исправно. Зарплата революционеров-слесарей колебалась от 80 до 150 рублей (достаточно крупные по тем временам деньги). Тех рабочих, кто возмущался, объявляли агентами полиции, прихвостнями царизма и увольняли, ведь предприятия были частными.
Старообрядческое пособничество террористам
Итак, исторические факты подтверждают, что в 1905 г. старообрядцы и их капитал принимали в революции самое активное участие.
Радость старообрядцев: Временное правительство и большевики 1917 года
Приход Временного правительства и отречение Царя с неистовым восторгом встретили все старообрядцы разного толка, особенно «древлеправославные поповцы».
Старообрядцы Егорьевска на своем собрании 17 апреля 1917 года приняли резолюцию, где отмечали, что «душевно радуются свержению мучительного гнета деспотической власти безответственного правительства, чуждого русскому духу — гнета, сковывавшего развитие духовных и материальных сил страны; радуются также и всем возвещенным свободам: слова, печати, личности».
В апреле 1917 года состоялся внеочередной съезд старообрядцев Белокриницкой иерархии. В его резолюции говорилось: «Полное отделение Церкви от государства и свобода религиозных групп, находящихся в России, послужат только ко благу, величию и процветанию свободной России».
Временное правительство объявило о намерении снять все ограничения с деятельности религиозных объединений. 14 июля 1917 года появилось соответствующее постановление «О свободе совести». Оно вызвало большую радость во всех старообрядческих согласиях; собрания общин и епархий выразили Временному правительству свою поддержку.
Осенью 1917 года Временное правительство пало, к власти пришли большевики, которые разогнали Учредительное собрание и установили диктатуру пролетариата.
Слово «большевик» очень нравилось старообрядцам. В общинном укладе старообрядцев существовала должность-положение «большак», что означало старший в семье, в доме, в сельской и в церковной общинах. Большаки решали важные общинные вопросы. Особенно большаки почитались у беспоповцев, у которых они играли роль религиозных лидеров, вместо священников. Трудно представить, что такое созвучие могло быть всего лишь совпадением, скорее всего, это была продуманная религиозная манипуляция закулисных революционеров.
Большевик-большак-старообрядец, художник Б. Кустодиев
Сейчас старообрядцы не хотят признавать свою ошибку – сознательное участие в кровавой революции, но именно на приход большевиков они возлагали свою надежду о новой эре Христа после правления «власти антихристовой».
Если посмотреть статистические данные о том, где в средней полосе России максимально поддержали большевиков, то это оказываются Владимирская (куда входил и г. Иваново), Костромская и Нижегородская губернии — края, в которых весьма густо селились как поповцы, так и беспоповцы разного толка.
Портреты немецких вождей большевиков вызывали у старообрядцев доверие — ведь у них были большие бороды! Для староверов это было важным. Красный цвет знамени ассоциировался с Красной Пасхой, и они вполне серьезно писали на революционных плакатах: «коммунистическая Пасха».
Участники революции имели религиозную мотивацию. Пасхальная открытка революционного периода.
Старообрядцы принимали самое активное участие в революции 1917 г. и поддерживали большевиков и лично Ленина. Обе стороны объединяла ненависть к дому Романовых. Достаточно посмотреть картины и плакаты революционной тематики, где действующими лицами являются бородатые мужики-старообрядцы: Владимира Серова «Ходоки у Ленина», Бориса Кустодиева «Большевик», его плакат «Заем свободы» и т.д.
Ходоки-старообрядцы у Ленина, художник В. Серов
Большую часть старообрядцев России составляли беспоповские толки. Беспоповцы пользовались в народе нравственным авторитетом. Пролетарские низы к концу XIX века приблизительно на 80% составляли старообрядцы-беспоповцы: возникавшие фабрики и заводы вбирали потоки староверов из Центра, с Поволжья и Урала, из северных районов. Каналы староверческих согласий (землячеств) выступали в роли своеобразных «кадровых служб». После революции 1917 г. именно из среды этих «сознательных рабочих» происходило рекрутирование новых народных партийных кадров, «ленинский призыв», «второе завоевание души рабочего класса» и т.д. Именно беспоповцы составили основу первого советского поколения управленцев, партработников и комиссаров.
Ленин и масоны, стоящие за ним, прекрасно знали религиозную подноготную России и манипулировали общественным сознанием, стравливая и убивая народ. Ленину нужны были те, кто ненавидел царизм и православие, и это были сектанты, старообрядцы.
Советская власть приглашала вернуться в страну всех, кто бежал от прежнего режима: «Рабоче-крестьянская революция сделала свое дело. Все те, кто боролся со старым миром, кто страдал от его тягот, сектанты и старообрядцы в их числе, — все должны быть участниками в творчестве новых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!»
Большак-большевик Бонч-Бруевич, он же старообрядец Семен Гвоздь личный друг Ленина
В 1921 году старообрядцы подписали с советской властью «Акт о лояльности». Характерным примером взаимодействия старообрядцев и революционеров может послужить судьба знаменитого большевика Бонч-Бруевича, личного друга Ленина. В конце 1890-х годов миллионер-старообрядец Прянишников помог Бонч-Бруевичу перебраться на Запад под псевдонимом Дядя Том. Одной из задач революционного агента стала переправка духоборов и молокан из России в Англию и США. В 1904 году неутомимый Дядя Том начал издавать за рубежом ряд журналов и периодическое издание «Рассвет», в котором выступал под псевдонимом Старообрядец Семен Гвоздь. Самое интересное, что сразу же после революции 1917 года Бонч-Бруевич активно помогал вернуться на родину многим сектантам, которым до этого помог покинуть пределы России, Ведь нужно было уничтожить православную Россию.
Казак-старообрядец, принявшие большевистские идеи
Старообрядческий красный террор
Но как все же могло так произойти, что у глубоко верующих людей, аскетов, ревнителей старины, желавших справедливости и правды, возникла такая ненависть, выразившаяся в человекоубийстве, разрушении и взрывах православных (не старообрядческих) храмов, сожжении икон, расстреле духовенства, доносах?
Старообрядцы и сектанты сформировали костяк советской власти. Поэтому весь комплекс антирелигиозных мер был заимствован ими у Синода Русской Православной Церкви, занимавшегося как раз борьбой с раскольниками, которая выражалась в разрушениях их храмов, лишении юридических прав и прав регистрации браков, доносы и казнях, ссылках, в том числе и на каторгу, и т.д. Но, кроме чувства мести, ими двигали еще и религиозные мотивы.
Все поповцы и беспоповцы считали официальную государственную Церковь лишенной благодати и служкой антихриста, так же, как и правящую Царскую династию. Поэтому ненависть к ним была на уровне вероучительных истин. Кратко коснусь некоторых из них.
Поругание «слуг» антихриста
Беспоповцы – это старообрядцы, отвергшие священников нового поставления, после реформ патриарха Никона. Они решили, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, поэтому всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново. Таинства крещения и покаяния стали совершать простые миряне; проводили они и все церковные службы, кроме литургии. С течением времени у беспоповцев образовался особый чин наставников — миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел.
Древлеправославная поморская церковь – это течение беспоповцев. В ней Таинства крещения и исповеди также совершаются мирянами — духовными наставниками.
Аароновцы не признавали венчание, совершенное в православной церкви, требуя в этом случае развода или нового брака. Как и многие другие раскольники, они чурались паспортов, считая их «печатями антихриста».
Федосеевцы были убеждены в исторической испорченности Российского государства. Они верили, что наступило царство антихриста, отрицали моление за Царя на имя. Впоследствии учение федосеевцев восприняли поморцы. Во время Великой Отечественной войны федосеевцы проявили себя злостными коллаборационистами, сотрудничавшими с гитлеровской Германией.
Неплательщики отвергали богослужения, таинства и почитание святых. Они не совершали крестного знамения, не носили креста, не признавали постов. Молитвы им заменяли религиозные домашние беседы и чтения.
«Бегунами» называли тех, кто отвергал новое крещение, считал, что необходимо порвать все связи с обществом, уклониться от всех гражданских повинностей.
Самокрещенцы – старообрядцы крестили себя сами, без священников.
Средники, в отличие от других самокрещенцев, не признавали дни недели. По их мнению, когда во время Петра I перенесли празднование нового года с 1 сентября на 1 января, придворные ошиблись на 8 лет и передвинули дни недели. Таким образом, для них среда – это бывшее воскресенье.
Рябиновцы отказались молиться на иконы, где присутствовал кто-либо еще, кроме изображаемого образа. Они стали вырезать для молений восьмиконечные кресты из рябинового дерева без изображений и надписей. Кроме того, рябиновцы не признавали церковных таинств.
Дырники не почитали икон, молясь на дырки.
Пастухово согласие: его последователи осуждали пользование паспортами и деньгами с изображением императорского герба, которое они считали печатью антихриста. Новых сторонников своего учения перекрещивали.
Борьба с антихристовой «печатью»
Не́товское согласие (спасовцы): главная идея этого учения заключается в том, что в мире воцарился антихрист, благодать взята на небо, Церкви больше нет, таинства истреблены. Спасовцы произошли от стригольников, которые отвергали церковную иерархию. Последователи этого согласия делятся на староспасовцев и новоспасовцев, которые, в свою очередь, разделились на малоначальных и большеначальных.
А́ристовский толк: создан санкт-петербургским купцом Аристовым, который считал, что всякие отношения со светской властью, как, по его мнению, еретичествующей и служащей антихристу, незаконны. Вследствие этого истинный христианин должен избегать распоряжений власти и не относиться к ней ни в каком случае.
Некрещеные старообрядцы — самое радикальное направление старообрядчества, созданное в Васильсурском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии. Его последователи дошли до того, что отрицали возможность осуществления таинства крещения даже мирянином (то есть беспоповским чином), поэтому представители этого согласия оставались вовсе без крещения, заменив его надеванием на новорожденного креста при чтении 50-го псалма.
Неокру́жники (противоокру́жники, раздо́рники) — часть приверженцев белокриницкого согласия (поповцев), не принявшая «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии» 1862 года. Наибольшее возмущение у радикально настроенных членов белокриницкого согласия вызвали утверждения «Окружного послания» о том, что «господствующая ныне в России Церковь, равно и Греческая, верует не во иного Бога, но во единого с нами», что под именем «Иисус» Русская церковь исповедует того же «Исуса» и поэтому называющий «Иисуса» иным Богом, антихристом и т.п. есть богохульник. Противоокружники, напротив, утверждали, что в Русской и Греческой церквях царствует антихрист. Они настаивали на восьмиконечной форме креста и написании имени «Исус» на том основании, что Иисус Христос был рождён восемью годами позже Исуса. По своей сути, это было крайнее проявление беспоповского учения, проникшего в среду старообрядцев-поповцев, против которого и было направлено «Окружное послание».
Разрушение храмов «антихриста»
Итак, подведя итог вероучительных истин старообрядцев разных толков, можно прийти к выводу, что они были убеждены: ради воцарения эры свободы – эры Христа доносить на священников — еретиков никониан, расстреливать их, взрывать православные храмы и жечь иконы — святое и богоугодное дело, а не грех. И, чем больше будет уничтожено слуг антихриста, чем будет больше уничтожено-низвергнуто «печати антихриста» (царской символики), тем лучше!
Хочу оговориться, что, конечно, не все старообрядцы приняли большевистскую власть, но таких было меньшинство, это были, в основном, казаки-старобрядцы Сибири, Урала, Дальнего Востока, Дона, Терека. Для них именно власть большевиков и была властью антихриста.
Льготы от советской власти и дальнейшая судьба старообрядцев
За активное участие в деле революции старообрядцы имели некоторое временные льготы. Если красный террор сразу коснулся Русской Православной Церкви, начались расстрелы и разрушения ее храмов, то старообрядцы еще до конца 1920-х годов могли свободно открывать и строить свои храмы, иметь свои печатные издания. Но «медовый месяц» длился не долго, они также были уничтожены, как и РПЦ, хотя некоторые успели уехать. Миллионерам старообрядцам, которые были посмекалистей, советская власть разрешила вывести свои капиталы за рубеж.
В высшем руководстве СССР было много старообрядцев (по своему происхождению). Есть убедительные свидетельства того, что к ним относились Калинин, Ворошилов, Ногин, Шверник (настоящая фамилия – Шверников), Москвин, Ежов, Косарев, Постышев, Евдокимов, Зверев, Маленков, Булганин, Устинов, Суслов, Первухин, Громыко, Патоличев и многие другие. Немало героев Великой Отечественной войны также были из старообрядцев.
Пройдя через братоубийство, природа человека становится другой; вот и у многих староверов не осталось ничего от веры в Бога, одна только идеология. Бывшие старообрядцы стали строить советского человека, советское общество, советскую страну. Но при этом знаменитый советский ученый и фантаст, по происхождению старообрядец, Иван Ефремов описал в «Туманности Андромеды», «Часе быка» идеал высоконравственного советского человека. Эти идеальные представления, конечно же, черпались из христианства.
Интересные факты. Оказываться, Рим был прекрасно осведомлен о религиозной ситуации в России, у них были попытки на почве общей ненависти к РПЦ и дому Романовых заключить дружбу-унию со старообрядцами. Но, для старообрядцев иметь дело с бритобородыми еретиками это нонсенс. Но, тем не менее, римские папы выражали свою несказанную радость в связи братоубийственной революции, говорили: «железная метла Бога руками безбожников выметала православие с России для католической миссии в будущем».
Еще одна интересная тема раскрылась; внутрипартийные зачистки в руководстве СССР, когда расстреливали активных революционеров, так же имели религиозную идеологическую окраску. Это была борьба двух партий ленинцев-масонов и постправославных. Окончательную точку поставил в этом раздоре бывший семинарист товарищ И.В.Сталин, сказав: «Как Моисей вывел евреев из пустыни, так и я их выведу из аппарата компартии».
Нравственно-богословский вывод
Грехопадение — это первый раскол, это трагедия всего человечества, а далее в истории расколы, отступления от истин Божиих, приобретают разные извращенные формы.
Старообрядчество стремилось сохранить древнюю правдивую веру, древнее благочестие (аналогичные постулаты были у фарисеев, и в этом стремлении нет ничего плохого), но превратилось в те же самые фарисейство и законничество, которые и распяли Христа. История повторилась: «цедили комара», «сучок видели в чужом оке», а распяли Россию.
Христос у старообрядцев заменился на обряд Христа. Поэтому под благочестивой мотивацией появлялись бесчисленные толки, претендующие на истину в последней инстанции. Старообрядцы ненавидят друг друга лютой ненавистью (я имею в виду сторонников разных толков), ведь оказывается, что сородичи исказили веру. Господь еще в древности предупреждал о такой модели отношения к вере в Бога: «бойтесь фарисейской закваски».
По сути, старообрядцы волей или неволей стали соучастниками убийства России, стали ее палачами. Религиозные манипуляции как раз и были использованы в гражданской братоубийственной войне, и сами они оказались заложниками и жертвами этих манипуляций.
Сегодня Россия и Русская Православная Церковь вновь под разными предлогами начинают раскачивать, конечно же, с самыми благочестивыми намерениями. Это и та же борьба с антихристовыми печатями и кодами, с антихристовой властью, но при этом забывается самое главное – ценность единства Церкви Христовой. Технологии и модели религиозных манипуляций столетней дальности вновь были успешно применены в период современных цветных, майданных революций для стравливания людей друг с другом. Не пора ли делать выводы?
Сейчас нужно все же набраться смелости, нравственных сил, духовного мужества признать свои ошибки и просить прощения у Бога и России за свои преступления. Единственная возможность преодоления раскола для старообрядцев — это покаяние, возвращение в лоно Церкви Христовой. Такая форма, в виде единоверчества, весьма успешно существует, начиная с 1800 года.
Поместный собор Русской Православной Церкви Московского патриархата в 1971 году признал старые обряды равноблагодатными и снял те клятвы, которые были наложены на них. Но это было совершено де-юре, а де-факто с самого начала нашей господствующей Церкви она признавала святость древних обрядов. В 2000 году Синод РЗПЦ принес покаяние перед старообрядцами за причиненные им гонения.
Протоиерей Олег Трофимов,
доктор богословия,
магистр религиоведения и философских наук
«Сейчас нужно все же набраться смелости, нравственных сил, духовного мужества признать свои ошибки и просить прощения у Бога и России за свои преступления. Единственная возможность преодоления раскола для старообрядцев — это покаяние, возвращение в лоно Церкви Христовой.»
Учитывая, что никониане являются раскольниками т.к всё, что было до Никона было истинным православием — звучит довольно бредово.
Старообрядцы никуда с православного пути не сворачивали.
Ладно вам с больной головы на здоровую валить.
Обрядовые отличия не стоили тех рек крови и фанатичного упорства, которое проявили т.н. «истинные православные».
Огромное количество православных новообрядцев с непререкаемым духовным авторитетом, пополнивших лики святых Церкви, доказывают, что это именно так и никакой принципиальной «истинности» в старых обрядах нет. Одна лишь гордыня и фанатизм.
Обряд — это ФОРМА веры, а не содержание. Никаких догматических отличий между нами нет.
«Никаких догматических отличий между нами нет.»
То есть конфликт СОЗДАН на пустом месте.
Точно так же «АНГЛОСАКСАМИ» конфликт СОЗДАН между Русскими и Русскими на Украине.
Точно так же и теми же о СОЗДАЕТСЯ внутри Православной Церкви на Украине. Сделано ВСЕ, чтобы мы НЕ до конца осознали причины Раскола и разобрались с участниками этой СПЕЦОПЕРАЦИИ англосаксов (Гамильтон- ниточка клубка, который никак не дают раскрутить), а это в ПЕРВУЮ очередь НОВАЯ Династия Романовых и взращенные, не без помощи тех же внешних, сил грандиозные ЛИЧНОСТИ Никон и Аввакум- были бы мелкими- конфликт не унес бы столько жизней и НЕ нанес столь мощный удар по Святой Руси и Государству.
Никаких специальных исторических знаний для этих выводов не нужно(возможно кто-то это уже раскрутил- ждем в правильное время- сейчас это бомба)- смотрим, что происходит Сегодня и Видим, что было тогда- с тех пор НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ.
К сожалению «Никониане»+»Старообрядцы» не равны Святая Русь.
Такой же конфликт был и при Константине, когда Церковь признала Верховного Жреца своим Сувереном и сотни тысяч христиан не согласившихся с появлением еще одного «Бога» «ушли» в Сирийскую, Нитрийскую и прочие пустыни- привычный взгляд не дает увидеть в этом аналог Раскола- нам рассказывают ВСЕ, кроме главной причины этого исхода из государственной церкви.
Или все кроме меня об этом знают, но молчат.
Причина всех расколов и нестроений — греховность падшего человека. В разных вариациях.
Один пережал, другой уперся и понеслась. Как из ничего сделать вековую трагедию, если вовремя не покаяться, — таких примеров в истории тьма.
А уже потом возникают нагромождения лжи. И «воскресение» объявляется ересью, а «воскрешение» истинной в последней инстанции, попранным догматом.
Хотя понятно, что «воскресения мертвых» без их «воскрешения» не будет. Вот обратное — пожалуйста: воскрешал-воскрешал, а они не воскресли. В первом случае действие, процесс, которое может быть закончено, а может быть и нет. А во втором — результат действия, законченное действие.
И пошло калометание.
Я это как пример глупости и буквоедства привел. Борьбы остроконечников с тупоконечниками у Свифта.
Но самое грустное, что это ставится вровень с догматом, не меньше, а условный оппонент объявляется еретиком, даже не раскольником. 30!!!% отличий в Символе веры насчитали у православных! Куда там католикам с их одним только «филиокве», монофизиты с монофилитами — детсад. Никониане — вот ересиархи из ересиархов оказывается. Всех еретиков переплюнули!
Или молиться по четкам, или лестовкам — большая разница? Лестовка — правильно, а четки — бесовство. Вот и все «благочестие».
А в молитве главное не как их считать, а как молиться. Сердечно, умно или одними устами.
Или вот «догматический» вопрос: как пальцы к ладошке прижимать при крестном знамении — три — в честь Пресвятой Троицы, или два — в память двуединой природы Господа. Что святее? Католики, те вообще пятерней крестятся. Наверное ускоренно все пять чувств человеческих спешат освятить.
Вот такая «истинная вера», вот так комара отцеживают, а верблюда глотают. Один позор и дьявольский кураж. Внешнее подменяет внутреннее, как и у всех увлеченных страстью.
А конец — погибель души.
ладно вам с больной головы на здоровую валить.
Согласен, но начните с себя. личный пример -лучший пример.
догматических отличий очень много (стандартное разводилово никониан, что старообрядцы уцепились за несколько слов и букв- ложь, достаточно купить молитвенник): даже утренняя молитва схожа в Отче наш на 90%, в Символе веры на 70%.
подготовка к причастию строже.
порядки при молитве -другие.
т.е как молились русские до 1545 г и есть строобрядчество.
На памятнике Иоанну Грозному в Орле — лестовка!
Где она у никониан?
старообрядцы никого не жгли, не убивали и города не осаждали.
Читайте: «История о отцах и страдальцах соловецких» от князя Андрея Денисова, если не можете найти- я вышлю.
8 лет войска царя осаждали людей отказавшихся принять новые обряды… Когда взяли город- вырезали 500 иноков. Подвешивали за ребра, вмораживали в лёд, забивали до смерти…
Сожгли Аввакума, Феодора, Лазаря, Епифания за то, что не предали веру предков и не стали сливаться с латинянами!
(к слову-догматических отличий нет).
старообрядцы ничего подобного себе не позволяли.
Если из вашего имени убрать пару букв… а что тут такого?
Ведь по звуку имя ваше будет звучать примерно так же.
А давайте честь отдавать левой рукой-ведь это почти так же.
Веру отцов нельзя просто так поменять т.к Никон Горделивый, вдруг, захотел. Недопустимо.
Плохо Вы, никонианин, знаете историю.
От того и невежество Ваше.
Все, что Вы перечислили никакого отношения к догматам не имеет, кроме Символа веры. Но про искажения Символа веры вообще дикая чушь.
Я знаком с существом претензий старообрядцев по этому поводу. Высосано из пальцев и намеренно раздуты вариации перевода с греческого. Не о чем говорить. Разве только шипеть и продолжать раздирать русский народ.
Еще раз повторю, коль с первого раза вы «не заметили»: новый обряд принят Господом, и неисчислимый сонм русских святых, принявших новый обряд, прославлен у Бога и признан Вселенским Православием. Чего не скажешь о старообрядцах. Где после раскола у вас такие глыбы, как Серафим Саровский, Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадтский, Игнатий Брячанинов и прочая, и прочая? Где старообрядное старчество, которое может стать вровень с Оптинскими, Глинскими и прочими старцами? Где эта река русского народа, которая окормлялась бы у старообрядцев? А ведь народ к пустому источнику не ходит. Это вам как верующему должно быть известно.
У вас нет ничего похожего и близко. Иссяк ваш родник, остались ручьи, которых почти не видать. Тут вам и весь сказ.
Надеюсь грядущий Русский Царь вас угомонит. Если, конечно, и его вы по дурости не объявите антихристом. Тогда пощады точно не ждите. Накипело.
По поводу гонений на старую веру Церковь покаялась и признала ваши обряды равночестными.
А вот старообрядцы за свою поддержку и финансирование богоборческой революции, поддержку террора против России и слуг Царей, участие в антироссийской деятельности, в том числе за активный шпионаж против страны — нет. И судя по наглому тону и риторике — не собираются.
Так что не вам нас к покаянию призывать. Выньте бревно из своего глаза, тогда поговорим о сучках.
подленький приёмчик. либеральненький.
вопросы мои спрятали.
на них не ответили.
конкретики никакой.
эмоции и лозунги.
свой ответик пополнили и вывесили.
вот тебе и русский дозор.
мнение моё не понравилось.?
в разрез идёт с вашим?
Ничего нового Вы не написали. Набившая оскомину тавтология.
Аналогично моих аргументов Вы «не заметили». Да и возразить на них нечего — факты упрямая вещь.
вопрос с расколом решать придется: в нем суть всех проблем русского народа с 1654 по 2017. Не сделаем верных выводов- подохнем как нация, даже сотрудники «Русского дозора».
Вот тут согласен.
Наши враги находят малейшую трещинку на теле русского народа и превращают ее в пропасть.
Последние их достижения за 100 лет: разделение по отношению к западническим еврейским «теориям» — либерализму, коммунизму.
А из новейших — катастрофа в Малороссии и выращенные и вскормленные Западом русские «янычары» — политическое течение «украинцы».
Об этой опасности еще Ильин предупреждал:
«Украина признается наиболее угрожаемою частью России в смысле отделения и завоевания. Украинский сепаратизм есть явление искусственное, лишенное реальных оснований. Он возник из честолюбия вожаков и международной завоевательной интриги.
Отделившись, это государство предает само себя на завоевание и разграбление иностранцам. Малороссия и Великороссия связаны воедино верой, племенем, исторической судьбой, географическим положением, хозяйством, культурой и политикой. Иностранцы, подготовляющие расчленение, должны помнить, что они объявляют этим всей России вековую борьбу. Не будет мира и хозяйственного расцвета на востоке при таком расчленении. Россия превратится в источник гражданских и международных войн на века. Расчленяющая держава станет ненавистнейшим из врагов национальной России. В борьбе с нею будут пущены в ход все союзы и всякие средства… Национальная Россия не ищет ничьей погибели, но она сумеет ответить своевременно на всякую попытку расчленения и будет бороться до конца. Всякой державе выгодней иметь Россию другом, а не врагом. История еще не сказала своего последнего слова».
Вот таким ненавистнейшим врагом стали США и Европа.
Или вот его прогноз по Украине.
«Мы должны быть готовы к тому, что Запад вложил много денег и усилий в украинский сепаратизм. Самостийна Украина создаст оборонительную линию (внимание! – это написано 70 лет назад) через Харьков на Бахмут и Мариуполь и ощетинится фронтом против Великороссии.»
Просто пророчество.
Так что у нас достаточно внешних врагов, чтобы не обсасывать старые обиды.
Тем не менее разделение есть и его надо уврачевывать.
условно согласен….
старообрядцам не договориться с никонианами
красным с белыми
патриотам и третьей силе с либералами
проблема в трех случаях- одна… не догадываетесь какая?
Ну у авакумовцев одна песня и причина всех бед России: раскол и гонения на «древнее благочестие».
То, что к проблемам России активно приложили вы сами свою руку, своим фанатизмом, цареборчеством, антидержавностью и уже многовековой жестоковыйностью — это невдомек.
Протоиерей Олег Трофимов,
доктор богословия,
магистр религиоведения и философских наук
погорячился протоиерей.
«Сейчас нужно все же набраться смелости, нравственных сил, духовного мужества признать свои ошибки и просить прощения у Бога и России за свои преступления. Единственная возможность преодоления раскола для старообрядцев — это покаяние, возвращение в лоно Церкви Христовой.»
никониане подвергли геноциду старообрядцев за приверженность к истинной вере.
вопрос с покаянием открыт и требует непредвзятого суждения.
Александр Пыжиков: История русского pacколa. Староверы и старообрядцы в России много и более адекватно пишет об этой теме.
Поэтому старообрядцы как убийцы России-это пока, бездоказательно заявление лишь усугубляющее раскол
Ваше упорство в пропуске того, что пишут поразительно.Еще раз повторю: Церковь покаялась, старые обряды равночестны, предложена с 19 века вполне удобоваримая модель обрядового компромисса — единоверие.
Тем не менее с завидным упорством вы повторяете про жертвы времен гонений.
И снова: вера и обряд — понятия не тождественны. До тех пор пока будет отрицаться эта очевидная вещь — раскол не исцелить.
Вместе с тем отрицать финасирование старообрядцами красных террористов — вещь бессмысленная. Это исторический факт. И ни тени, ни намека на признание этих ошибок. Что только подтверждает эта беседа.
беседы нет. Ваше упорство в пропуске того, что пишут поразительно не менее.
Вы ,как модератор, самый неудобный вопрос зачем-то спрятали?!
Зачем? Это добавит согласия русским?
Никаких неудобных вопросов не видел. Одно повторение.
Причина никоновских реформ была чисто организационная: приведение богослужебных текстов к единому стандарту.
Вместо того, что бы подчиниться, устроили многовековой бунт и замятню. А все от перевернутой иерархии ценностей, в которых форма выше содержания, обряд — веры. Это обрядоверие, а не Православие.
Вместе с тем ошибок Никона никто не отрицает: более неудачного способа проведения реформ найти было сложно. Но на его твердолобость с вашей стороны так же было отвечено не христианским смирением и послушанием,а бунтами и анафемами против законной власти Царя. Какой Государь будет терпеть откровенный бунт? И ваш Авакум не лучше нашего Никона: та же жестоковыйность и сатанинская гордыня.
И расхлебывают русские это уже несколько веков. И не расхлебают.
Православные, которых вы отчего-то никонианами называете, делали шаги навстречу. И вот я живу 6 й десяток лет и ни разу не видел даже попыток движений навстречу. Их нет за редчайшим, лично мне не ведомым, исключением.
двойные стандарты у вас, иезуитские: вопрос все же неудобен оказался, потому его и прятали.
Алексей Михайлович за 7 суток до взятия Соловков послал гонца о немедленном снятии осады. Не успел-умер. Покаялся о осаде и навязывании новых обрядов, которые оказались греко-католическим (раскольничьими).
Воевода Мещеринов уже расправился с иноками.
Ни одной причины менять обряды и веру не было. Никон раскаялся позднее аналогично Алексею Михайловичу.
Русский Дозор и Русский Позор-есть разница?
Подумаешь букву переставил!
В это и суть раскола: либеральная технология. Сначала буква, потом смыслы. расчеловечивание через букву, понятия,обряды, молитвы…
Я вам уже на все ответил. Не вижу ничего «неудобного» в вашем вопросе, одни вариации и ковыряние многовековой вавки, чтобы оправдать свой фанатизм и борьбу с Россией, ее законной властью.
Для вас старые обряды — это догмат. По-вашему был не раскол, а никониановская ересь, хотя вы напрямую так не пишете, иезуитски скрываете.
Но большинство медноголовых раскольников по-прежнему так считает. Увы.
Что это бред я вам показал и доказал — Бог принял новый обряд и история Церкви это несомненно подтвердила. Вы же опять же иезуитски, или если угодно либерально (по-жидовски — вы ведь это хотели сказать, употребляя это слово, нет?) этого не заметили.
Статья ставит проблему, которую не очень принято обсуждать. Потому в конце ее название знак вопроса. А обсуждать надо. Иначе история искажается и образ мучеников — борцов «за истинную веру» рассыпается. Остается злоба и ненависть — неизбежные спутники отпадения от Тела Христова — Его Церкви, которые свойственны любому расколу.
очень не по-русски прятать вопросы оппонента неудобные вам, что бы исказить суть вопроса.
модератор не должен лукавить-это не по-совести.
В этом гостинице я директор) и решаю, что стоит выкладывать, а что нет.
Не наглейте, вам было объяснено — НЕСКОЛЬКО раз, что ваши высказывания — не неудобны, а тавтология, навязчивое повторение одного и того же.
Вы упорно талдычите о каких-то «неудобствах».
Так что бан за назойливость и попытку «телевизорства».
Писал, не прочитав комментарии до конца.
Наконец- то начинается СЕРЬЕЗНАЯ дискуссия в обществе.
Постараюсь погрузиться в тему.
К сведению устроивших вчера и старающихся устроить сегодня раскольничий «срач».
Вы несомненно будете забанены, как и ваш вчерашний предшественник, который был забанен за:
— флуд (навязывание обсуждения вопросов, не связанных с темой данной публикацией),
— клевету на православных (обзывание их «латинянами», «греко-католиками» — то есть еретиками),
— телевизорство, т.е разговор с самим собой любимым с нарочитым нарушением культуры диалога и игнорированием ответов на свои риторические вопросы,
— хамство,
— неумелое менторство («не знаете историю, никонианин» и т.п).
Ответы таким господам не нужны, собеседование тоже. Им нужно смазать негативное впечатление от данного материала и увести разговор в сторону. А для этого все средства хороши.
Неудивительно, что в таком случае диалог не состоялся, и общение закончилось ожидаемо.
Поэтому не надо вслед по этому поводу плакать, хамить и вопиять о нарушениях интернет-этики и «нерусскости» (все прочие грязные и лживые эпитеты опустим для ясности) редакции сайта. Такое поведение на любых ресурсах заканчивается одним — баном.
И мы не будем оригинальны.
Кстати ничего нет удивительного, что старообрядцев, как обиженных, англосаксы использовали для второй серии разрушения России.
Наша задача подключить их к ее Возрождению. Это же наши люди.
Что их использовали англосаксы невдомек только им. Или дурака валяют.
Внешние противники используют любое недовольство и андеграунд. Это азбука.
Если правда рассказ о том что члены Синода не поддержали идею Царя стать Патриархом-регентом при царевиче Алексее, то англосаксы не только старообрядцев использовали. Может даже вырастили их, как Никона и Аввакума. Согласен- азбука.
Олег,а что же сейчас твои старообрядцы молчат-с?!.ПочАму не борятся за чистоту ПРАВОСЛАВНОЙ веры?! когда кругом пошёл экуменизм,нас втащили во всемирный совет церквей и пошло панебратство с католиками!( Матерь Божия когда являлась инокам на Афоне сказала о этой католической братии,что это враги Её и Её Сына!!!
Ув.РД,выпустите Олега из «бани»,пусть ответит на мой вопрос!А то как задаю вопросы,то эти Пети-Олеги… сразу сматывают удоч ки!)
Он не пишет и так. А что он вам может написать? Какие там католики — для них главные враги — «никониане».
Как оказалось, у нас на 30% «неправильный» Символ веры, а у католиков только одно фелиокве.