В последнее время я не так часто пишу об экономике Украины. Причин несколько. Первая, это подтасовка статистики Кабмином Гройсмана. Анализировать откровенные подделки бессмысленно. Вторая, резкое снижение косвенных данных в сети. И как только они появляются и появляется возможность реально оценивать «зеленые ростки» экономики Украины, я это делаю. Сегодня речь пойдет об украинском экспорте…

 

Который за первый квартал 2017 года вырос аж на 34%. Итоги первого квартала просто потрясают воображение неподготовленного читателя. Его просто расстреливают цифрами статисты, радуя обычного гражданина небывалым ростом, забывая попутно просветить его о причинах. Будем исправлять это их упущение.

Январь январю рознь

Январь 2017 года был месяцем самого бурного роста экспорта 48,1% по сравнению с январем 2016 года. Правда, в млрд. долларов это было все те же 3 млрд. долларов, что и в среднем за 2016 год. Ларчик в данном случае открывался просто. Январь прошлого года, был годом небывалого спада украинского экспорта за все предыдущие годы. В тот злополучный для себя январь украинские предприятия на внешних рынках выручили всего 2,04 млрд. долларов.

Уже февраль был менее радужный в процентах роста. А март буквально поразил всех. Украинский экспорт, впервые с октября 2014 года, перевалил за 4 млрд. долларов. Впору аплодировать эффективному менеджеру Владимиру Гройсману и его «зеленым росткам». Но не будем спешить с овациями. Давайте разберемся с ними в деталях.

Как мы знаем, украинский экспорт держится на трех китах: зерно, металлы и олия (подсолнечное масло). Все вместе они выдают почти 60% товарного экспорта, оставляя на долю высокотехнологического сектора жалкие 10%, если таковыми можно считать украинские и автобусы Порошенко, и твердотопливные котлы «Данко» (кстати, последние до сих пор с успехом продаются в России и странах пока еще «ближнего зарубежья»). Давайте рассмотрим все эти три главные составляющие.

Подсолнечные реки

Начинаем с подсолнечного масла. И сразу попадаем в десятку:

По итогам марта 2017 года экспорт подсолнечного масла из Украины достиг наивысшей за все годы отметки в 683,47 тыс. тонн на сумму 514,8 млн долл. По сравнению с мартом 2016 года рост составил 159,2%, а по сравнению с февралем 2017 года – 154,7%…

Кстати февраль и январь 2017 года тоже были для «подсолнечников» неплохими. Они смогли нарастить доходы за первые два месяца на 21% несмотря на стабильно низкие цены. Но март дал просто феерический рывок. Почти в 60%. Вообще уровень производства масла имеет свои пределы и он ограничен урожаем. 2016 год дал прирост производства семян подсолнечника на 21%, а потому рост здесь просто обязан был быть, но на уровне именно первых двух месяцев. Всплеск марта, скорее исключение, которое не может быть вечным. И тем не менее, по итогу он дал прирост в 200 млн. долларов по отношению к марту 2016 года. Запоминаем цифру и идем далее.

Исчезающий металл

Если посмотреть на данные статистики, то кажется, что с металлургией на Украине все хорошо. Рост экспорта в долларах составил за первый квартал аж 42% и как-то на этом фоне трудно поверить, что отрасль рушится. А между тем, это именно так. Блокада Донбасса, сначала орлами Семенченко, а затем и нукерами Порошенко уже дает свой негатив но в млн. тонн. Физического металла за этот же период было продано даже меньше. Причиной роста, как вы уже поняли, был резкий рост цены на продукцию металлургии на мировых рынках в 2016 году.

Кстати, по итогу 4 месяцев, физическое падение объемов (тех которые в млн. тонн) составило уже угрожающие 22%. То есть блокада, объявленная режимом Порошенко Украине работает, а спасает ситуацию пока только ситуативный рост цен на мировых рынках.

Тем не менее, за март 2017 года от экспорта металлов Киев получил на 200 млн. долларов больше, чем за аналогичный период 2016 года.

А еще почти на 200 млн. долларов в марте выросли поставки других полезных ископаемых, львиную долю которых составила сильно подорожавшая за прошлый год железная руда.

Зерно вместо металла

Падением перевозок метпродукции вовсю воспользовались зернотрейдеры. Они смогли воспользоваться частичной остановкой мет- и химпредприятий и смогли таки удержать после нового года темпы вывоза зерна за рубеж. Только за март 2017 года было экспортировано на 700 млн. долларов зерновых, что на 150 млн. долларов больше, чем в марте 2016 года.

Вообще интересно получилось. Освобождение подвижного состава вследствие резкого спада в металлургии, позволило железнодорожникам нарастить перевозки зерна. Кому проблемы, а кому спасение. Случайно ли?

Иногда мне кажется, что все эти блокады, которым Украина подвергается в последние годы со стороны своих «патриотов», имеет под собой важнейшее основание. Как только ЖД начинают не справляться с перевозками грузов, находятся «патриоты», которые быстро решают данную проблему. Например, с 2013 по 2017 год грузооборот ЖД транспорта на Украине сократился более чем вдвое с 101 млн. тонн, до 48 млн. тонн. Да, отпал Крым и часть Донбасса. Но только этим никак не объяснишь такого резкого падения. И при этом руководство «Укрзализныци» до сих пор говорит о дефиците вагонов и электровозов. Парадокс? Нет, реалии Украины.

Итак, в марте по 200 млн. добавочных долларов дали  добыча железной руды и металлургия. Здесь физических объемов роста нет, только фактор мировых цен. 200 млн. долларов дали «подсолнечники», заключив непропорционально большое количество контрактов именно в марте, которые постоянно в таком объеме выполнять они естественно не смогут.  Еще 150 млн. долларов дали зерновики. Это следствие хорошего урожая. Итого 750 млн. долларов.

А вот рост по «машинам и оборудованию» за март составил 7%, и в денежном выражении составил всего 26 млн. долларов (извините роста цен на данную позицию экспорта не мониторил, в виду сложности процесса, но думаю, он тоже есть, как минимум в следствии роста цен на металлы).

Вот такие выходят «ростки» экспорта. Они во многом объясняют стабильность гривны сегодня, но… это все зыбко и обусловлено стечением обстоятельств, а не работой Кабмина. А значит…

В общем, пора приступать к выводам.

  1. Украина имеет бурный рост экспорта за 1 квартал. Правда обусловлен он низкой сравнительной базой января, резким ростом цен на продукцию металлургии и рекордным урожаем, благодаря идеальным погодным условиям прошлого года.
  2. Ближайшие месяцы параметры роста будут сокращаться в следствии проявления последствий блокады Донбасса и постепенного нивелирования благоприятных факторов экспорта зерновых и подсолнечного масла. Тем не менее, и по сумме первого полугодия он будет все равно в плюсе, а далее все будет зависеть от урожая и конъюнктуры на металлургическом рынке. С учетом, просто дикой их волантильности на протяжении 2016 года, предсказывать здесь что-то явно бессмысленно.

Yurasumy