Украина не интересна Европе как поставщик товаров, она нужна как покупатель европейской продукции. Так считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

 

Ранее Министерство аграрной политики и продовольствия Украины сообщило, что местные производители уже полностью выбрали квоты на поставки в ЕС. Речь идет о меде, сахаре, крупах и муке, обработанных томатах, соках, кукурузе, мясе птицы и сливочного масла.

Тот факт, что годовые беспошлинные квоты выбраны за четыре месяца, прошедших с начала года, объясняется их небольшими объемами. Допускается поставить в страны ЕС 12 тыс. тонн говядины, 8 тыс. тонн молока, йогуртов и кисломолочных продуктов, 1,5 тыс. тонн сливочного масла и 3 тыс. тонн яиц в год. Неудивительно, что квота ЕС на мед была закрыта Украиной за половину января.

Брюсселю нужны покупатели, а не партнеры

В Европе переизбыток производства продовольствия, говорит Дмитрий Журавлев, и там этот процесс жестко квотируют.

«Борьба за сельскохозяйственные квоты — одна из самых острейших баталий в ЕС, поэтому сам факт того, что Украине эти квоты вообще в свое время выделили, был серьезным политическим шагом. Экономического смысла в этом не было никакого, зато таким образом Брюссель поддержал геополитических противников России. Это был действительно важный шаг, ибо несмотря на то, что украинские товары дешевые, и допускаю, что вполне качественные, выделить квоты Украине — значит, в чем-то недодать своим», — сказал эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Однако Европа поначалу и вправду готова была двигаться навстречу Украине в экономической сфере — в расчете на то, что Украина начнет потреблять товары из Евросоюза. Украина не нужна Европе как поставщик масла (это только Арсений Яценюк рассказывал в свое время, что страна станет монополистом на этом рынке), а как покупатель.

«Но Европа не представляла себе уровень деградации потребительского рынка Украины. Так что сегодня экономический интерес ЕС к Украине невысок, Брюсселю, повторюсь, не нужны партнеры, ему нужны покупатели», — добавил Дмитрий Журавлев.

Есть два «но»

Конечно, отметил эксперт, оживить процесс помогла бы приватизация земель, на которой настаивают и в МВФ, и в Европе в целом. В Европе переизбыток не только продуктов, но и капитала, и деньги нужно куда-то вкладывать. В этом смысле украинская земля — хорошая инвестиция.

«Но есть два «но»: стабильность политического режима (потому что вложения — это когда правила игры не меняются) и сохранность этих земель, — чтобы сами украинцы их не угробили», — уточнил Журавлев.

Игорь Скрыпач, «Экономика сегодня»