По ходу укрепления республиканского правительства акция против католической Церкви была поддержана набирающими силу коммунистами, социалистами и анархистами. Главными пропагандистскими упреками в адрес Церкви были обвинения ее в том, она «сказочно богата и является союзницей капиталистических плутократов». В борьбе с Церковью власти не колебались распространять наиболее примитивную и омерзительную клевету. Как писал Марек Ян ХОДАКЕВИЧ в ценной работе «Ограбленная память. Война в Испании 1936-39»: «распускались истерические сплетни о том, что иезуиты отравляют колодцы, монахи крадут и убивают детей, а монахини предаются разнообразным сексуальным утехам». Нападая на «церковные сокровища», нападающие старательно умалчивали о том, что Церковь была самой крупной благотворительной организацией в стране, оказывающей весьма значительную помощь бедным и безработным. А также о том, что решительное большинство испанских священников были крайне бедны и часто не выбирались из нищеты, как и их паства.

В принятой республиканскими властями конституции дело дошло до значительного ограничения религиозных свобод. Власти удалили религию из школ, распустили монастыри и конфисковали их имущество. Священникам запретили учительствовать. Запретили церковные похороны без предоставления письменного свидетельства о том, что умерший перед смертью выразил желание быть похороненным по католическому обряду. Даже организация религиозных процессий была поставлена в зависимость от позволения властей. Масштаб и разнообразие антирелигиозной деятельности республиканских властей вызвали растущее возмущение в католической среде. Воинствующий антиклерикализм левых республиканцев, сосредотчившихся вокруг президента Мануэля АСАНЬИ, возбудил масштабную оппозицию его курсу среди испанского населения, в большинстве своем католического по вероисповеданию. Разочарование от Республики, которую конспиративные романтики-идеалисты представляли себе в образе Прекрасной девы (La Nina bonita) достигло предела.

Теперь, под влиянием фатальных ошибок первого республиканского правительства, все большее число республиканских деятелей стало с грустью признавать, что «лучшая республика была во времена монархии». В католических кругах левое правительство осуждалось в том, что вся антирелигиозная кампания является для властей удобным прикрытием и имеет целью маскировку отсутствия у правительства плана действительного оздоровления экономики и социальной ситуации в стране. Уже 6 мая 1931 года дело дошло до резкого выступления кардинала Педро Сегуры и САЕНЦ, архиепископа Толедо и примаса Испании. В специальном пасторском письме кардинал осудил антицерковную и антирелигиозную политику республиканских властей, призвав народ к сопротивлению, заявив: «Если мы будем молчать и бездействовать, если поддадимся «аппарату подавления», у нас не будет права жаловаться, когда горькая действительность покажет нам, что победа почти была у нас в руках, это значит, что нам следует биться на смерть за свою честь, подобно рыцарям».

Ситуацию ухудшали антицерковные уличные выступления с участием анархистов и левых радикалов. Во время беспорядков, спровоцированных в мае 1931 года в Испании левыми радикалами, дело дошло до сожжения более чем сотни католических храмов. В католической среде росло возмущение пассивностью правительства относительно антиклерикальных выступлений, начиная от поджогов храмов и кончая публичными оскорблениями и избиениями священников. Особенный протест вызвало фанатичное выступление либерального министра, а позднее президента Республики Мануэля АСАНЬИ, который публично сказал, что «все католические храмы Испании вместе взятые не стоят жизни и одного республиканца». Республиканские власти продолжали свои антицерковные выступления, изгоняя из страны священников и принуждая к выезду самого примаса Испании (в июне 1931 года). Зловеще прозвучали слова республиканского президента АСАНЬИ в октябре 1931 года. Он публично объявил о том, что Испания  «перестала быть католической».

Но апогей антирелигиозных выступлений пришелся на предвыборную кампанию в феврале 1936 года. Несмотря на получение преобладающего количества голосов в пользу правых и Центра, вследствие разногласий между ними и несовершенства избирательных механизмов, к власти пришли либералы.

Пылающие храмы

Празднующие победу левые (социалисты и коммунисты теперь контролировали полицию и республиканскую жандармерию) смотрели сквозь пальцы на варварские антирелигиозные выступления толпы. Вновь запылали храмы. Официальные источники отмечали, что только за период с февраля по июль 1936 года было сожжено 170 храмов. В одном только городе Кадис 5 марта были сожжены католическая школа, здание монастыря и 5 католических храмов. Все чаще дело заканчивалось убийствами священников и монахинь. Безнаказанность этих антирелигиозных актов насилия стала одной из причин начала кровавой гражданской войны в Испании (1936-1939).

В течение всего периода граажданской войны власти так называемой «красной Испании» проводили политику безусловной атеизации. Особым правительственным декретом власти предписали закрытие всех святынь с полной конфискацией их имущества. Был введен полный запрет на оказание священнических услуг. На территориях, занятых республиканскими войсками дело дошло до полного уничтожения католических храмов и монастырей, с особой ревностью происходившего в провинции.

В Барселоне, например, было сожжено 58 храмов. Уцелел только кафедральный собор. Варварски было сожжено 10 тысяч томов из богатейшего собрания кафедральной библиотеки в Куэнке. Были организованы публичные сожжения икон, католических статуй и богослужебных книг.

Враги Церкви не переживали по поводу нежелания множества людей участвовать в предписанном властями уничтожении предметов религиозного культа. Согласно Хью ТОМАСУ, «доктор БОРКЕНАУ наблюдал грустных женщин, несших к костру молитвенники, иконы, статуэтки и прочие дорогие для них предметы, которые были для них частью повседневного быта. Только дети радовались возможности безнаказанно отбивать носы у статуй перед тем, как бросить их в огонь».

Жертвой воинственного атеизма «красной Испании» пало более 20 тысяч святынь. Это означало уничтожение почти половины испанских храмов. В пустых, ограбленных, с ободранными украшениями храмах устраивались народные дома, амфитеатры для цирковых представлений и т. п. В мадридском храме св. Антония de Floriad был устроен довольно своеобразный «футбольный матч», в котором роль мяча играл череп святого.

Республиканские милиционеры глумились над священническими ризами, уничтожали предметы религиозного культа, плясали в обнимку с мощами, извлеченными из пещер и катакомб. Постоянно осквернялись кладбища.

В Хуэске тела, выкопанные из могил были уложены в позициях совокупляющихся пар.

Либеральный историк Хоск М. САНЧЕС писал, что «тысячи храмов были сожжены, осквернены предметы культа, раскопаны могилы монахинь, останки которых извлекались на посмешище зевак, и с ними устраивались глумливые псевдо-религиозные представления и процессии».

Убийства священников

Огромные размеры принял террор непосредственно направленный на испанское духовенство. На территории, подвластной республиканцам, от расстрелов и пыток погибло в общей сложности 7937 лиц духовного звания: 12 епископов, 283 монахини, 5255 священников, 2492 монахов и 249 послушников. Только за один день 6 ноября 1936 года во время массовой казни в Мадриде было расстреляно более 200 священников, монахинь и семинаристов (одновременно было казнено около 2400 политзаключенных).

От рук палачей «красной Испании» погибли епископы Барселоны, Альмерии, Кадикса, Таррагоны, Куэнси, Лериды, Жаэан, Сюидад Реаль, Теруэла, Сегорбе, апостольский администратор епископ БАРРБАСТРО и апостольский администратор ОРИХУРЛИ. Епископ Сюидад Реаль был убит в тот момент, когда он работал над историей Толедо. После убийства палачи уничтожили всю собранную епископом историческую документацию и черновики. Епископ Жаэаны был убит вместе с сестрой на глазах двухтысячной толпы зевак. Епископов Кадикса и Альмерии принудили перед казнью отдраить палубу тюремного судна «Astoy Mendi».

Сохранились многочисленные свидетельства о жестоких пытках, которым подвергались жертвы «красного» республиканского террора. Мать двух иезуитов была удавлена распятием. Дон Антонио Диаса дель МОРАЛЬ из Сьемозуэлос запихали в загон с разъяренными быками и дождались, пока те его не забодали до смерти. Затем у замученного насильники отрезали ухо, как это делает матадор поверженному быку.

Кровавая геенна духовенства на территориях, подвластных «красной Испании» была также историей неслыханной самоотверженности и героизма за веру. Лучше всего иллюстрирует их тот факт, что священникам часто предлагалась жизнь в обмен на отречение от веры, однако ни одного подобного случая отмечено не было (!).

Вспомнил об этом в своем прекрасном стихотворении Aux Martyrs Espagnols (К испанским мученикам) французский поэт Поль КЛОДЕЛЬ: «убито 11 епископов и 16 тысяч священников… Ни одного отречения»…

Хотя число казненных лиц духовного звания и была преувеличена КЛОДЕЛЕМ (по подтвержденным данным погибло 7937 священников, епископов и монахов с послушниками), факт огромного количества людей, мужественно принявших смерть за веру потрясает.

Красные варвары испытывали настоящий шок, будучи не способными никаким способом принудить свои жертвы к отречению, даже ценой сохранения жизни. Многие мученики, умирая, успевали крикнуть » Слава Господу Иисусу Христу!» (Viva Cristo Rey!).

С этими словами отошел в мир иной и епископ Эстаквио НЬЕТО из Сигуэнцы, расстрелянный 27 июля 1936 года. Историк Хью ТОМАС описывает события так: «приходской священник из Наволморалеса сказал полицейским, пришедшим арестовать его: «Желаю принять муку за Христа». — «Если хочешь этого, сказали полицейские, — тогда и умрешь, как Он». Они сорвали со священника одежды и безжалостно отхлестали его бичом. Затем привязали его спиной к деревянной балке, напоили его уксусом и короновали терновым венцом. «Хули Бога и освободим тебя», — сказал начальник полиции. «Я прощаю и благословляю вас», — отвечал ему священник. Полицейские стали спорить, каким способом убить священника. Хотели его распять, в конце концов застрелили его в положении, обращенном в сторону тех, кто его расстреливал, так, чтобы он мог благословить их перед смертью».

14 сентября 1936 года в лево-ориентированной газете «The New York Times» была опубликована корреспонденция из Испании, автор которой сообщал, что в городке Эль Саусейо в Севилье он видел тело священника, отца Хосе де ла КОРА, распятое кверху ногами на дверях костела. Типичный пример антирелигиозной жестокости был отмечен 24 июля 1936 года в Мадриде. В этот день социалистические милиционеры выволокли на улицу трех прятавшихся сестер-кармелитанок. С криком: «Монашки! Расстрелять!» — набросились на них их тут же казнили.

Один из фанатичных палачей так вспоминал о поведении священников, сопровождаемых к месту казни: «Вот идиоты! Некому было заткнуть им рты! Всю дорогу пели, прославляя своего Христа! Один из них пал замертво, когда мы сбили его прикладом, — истинная правда! Но чем больше мы били их, тем громче они пели «Viva Cristo Rey».

Некий человек по имени Фернандес де ДИОС (что в переводе с испанского означает «Божий», «принадлежащий Богу»), написал письмо к министру юстиции, в котором просил разрешить ему  изменить фамилию на BAKUNIN, поскольку «ничего общего с Богом он иметь не желал» потому, что «как можно продолжать верить в Бога, который равнодушно взирает на то, как жгут Его Церкви и уничтожают иконы с Его образами»

Как же может выглядеть в свете всех этих варварских преступлений и массовой резни предпринимаемая сегодня в Польше кампания за прославление «домбровцев» (Dąbrowszczakоw), то есть, людей, поддержавших большевистский террор в Испании и разделивших с республиканцами ответственность за зверства красных.

Ничего удивительного в том, что многие верующие в Испании видели в гражданской войне против красных именно «крестовый поход против зла», борьбу за своих священников, за естественный ход приходской жизни, за свободу богослужений и за право на молитву.

Вспомним и о том, что папа Пий XI в первой своей публичной проповеди по поводу гражданской войны в Испании 14 сентября 1936 года приписал республиканцам «поистине сатанинскую ненависть к Богу».

*   *   *

Послесловие:  3 июля 2005 года в Испании были узаконены однополые браки. Закон был подписан премьер-министром Испании и руководителем социалистической партии Хосе Луисом Сапатеро. Таким образом, Испания стала третьей страной в мире после Нидерландов и Бельгии, где однополые пары могут вступить в брак.

Уже снесены по всей Испании памятники и монументы Франко и всем испанским националистам –  победителям в Гражданской войне, и  ставят вопрос о целесообразности существования вообще самой монархической формы правления. Ползучий красно-голубой реванш, все более опутывает испанское государство, погружая во тьму 1931-1936 гг.

Обезбоженная и теперь уже голубая Испания, восстала из пепла и ведет сегодня непримиримую борьбу с Испанией католической, национальной и исторической.

Источник