Революционная история этого (бесовского по своему происхождению) праздника берет свое начало с 1 мая 1776 г., когда в Баварии, в Ингольштадтском университете, профессором юриспруденции Адамом Вейсгауптом был основан Орден иллюминатов с целью свержения монархий и подрыва христианской Церкви. День основания ордена был выбран, разумеется, не случайно. Орден слился с масонством, его люди и идеи сыграли роль в антимонархической Французской революции, хотя в Баварии орден был разгромлен и ушел в подполье.

Революция сохранила этот праздник в новой упаковке, когда гуляния стали превращать в демонстрации. Это началось в Чикаго (США) 4 мая 1886 г. с демонстрации рабочих, закончившейся кровопролитным столкновением с полицией. В тот день митингующие не ограничились обычным гулянием и шествием, анархисты (или провокаторы) устроили взрыв, убив одного и смертельно ранив пятерых полицейских. В ответ полиция открыла огонь по демонстрантам, что повлекло за собой новые жертвы. Но днем их памяти соратники назначили не день казни, и не день трагического столкновения, а все то же любимое 1 мая. В декабре 1888 г. в Сент-Луисе съезд Американской Федерации Труда объявил 1 мая днем общенационального выступления за права рабочих. В 1889 г. Парижским конгрессом 2-го Интернационала было принято решение о проведении ежегодных первомайских демонстраций в именно этот день традиционных народных гуляний (что, конечно, обезпечивало массовость участников, достаточно было лишь украсить толпу нужными лозунгами) и они сразу же были подхвачены революционно-социалистическими движениями во всех европейских странах.

В Российской Империи политическое празднование 1 мая началось в Польше, в Варшаве, где в 1890 г. этот день был отмечен стачкой 10 тысяч рабочих. Еврейские “рабочие” с 1892 г. ежегодно праздновали 1 мая на тайных сходках, постепенно по революционным каналам распространяя этот праздник на рабочих Вильнюса, Киева, Петербурга, Тулы, Казани, Нижнего Новгорода. При этом, если вспомнить, что Достоевский метко назвал революционеров бесами, то эти первомайские сходки вполне соответствовали их легендарно-мистическому смыслу.

С середины 1890-х гг. в день 1 мая все чаще устраивались политические стачки. С 1900 г. в этот день стали проводить не только стачки, но и демонстрации: в Киеве, Варшаве, Вильнюсе, Гельсингфорсе, Харькове (самой известной была Харьковская маёвка 1900 г.). С 1901 г. майское празднование принимает открыто революционный характер: была издана первомайская прокламация РСДРП и состоялись выступления рабочих в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и др. городах с лозунгами: “Долой самодержавие!”, “Да здравствует республика!”, кое-где были столкновения с войсками (“Обуховская оборона”, 1901).
Народное предание донесло до нас рассказ о первом официальном праздновании 1 мая в большевицкой России: «В первый советский первомай на Красной площади в Москве на глазах тысяч людей было явлено чудо Божие: красное полотнище, закрывавшее икону Святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля, неожиданно, без посторонней помощи, рассеклось сверху донизу, а полоски материи стали отрываться и падать вниз. И открылся старинный образ чтимого всей Русью Святителя Николая “Можайского”: левая рука с крестом была отстрелена во время большевицкой бомбардировки Кремля, правая с мечом грозно занесена»…

В Германии же, откуда на Русь был принесен Первомай в правление Петра I, исток этого праздника и ныне более очевиден. Социалисты по сей день отмечают “День трудящихся” (в землях, где они правят, это праздничный день), а оккультисты и распутники – первоисток этого праздника: Вальпургиеву ночь. В ночь с 30 апреля на 1 мая в Дортмунде в зале “Вестфалленхалле” ими устраивается грандиозный бал, на котором женщины и мужчины в разнообразных демонических нарядах заводят сексуальные знакомства. И во многих других городах в эту ночь популярны общественные вечеринки в ресторанах и пивных залах для встречи месяца мая под названием “Tanz in den Mai” (“С танцем – в май”). Языческий исток этого праздника очевиден и в традициях “майского дерева”, особенно в Баварии, где почти каждом городке или деревне есть свои особенные майские ритуалы.