Монархия (от греч. μοναρχία — единовластие) – это такая форма правления государством, при которой верховная власть принадлежит единоличному правителю. Но есть и другие формы правления: демократия (правление народа) и аристократия (правление лучших).

 

Монархии, с одной стороны, имеют общую характеристику – концентрацию власти в одних руках. С другой стороны, монархии, как и государства, не похожи друг на друга. Непохожи степенью концентрации единоличной власти, непохожи традицией, национальным укладом жизни,  культурой,  непохожи цивилизационным или колониальным отношением к перифериям, непохожи духовной ориентацией (например, поклонение Богу или золотому тельцу). В этом смысле монархия монархии – рознь.

 

Монархия бывает абсолютная (полная единоличная власть, самодержавие) и  конституционная, при которой власть монарха конституционно ограничена парламентом. В XXI веке редкостью является абсолютная монархия, когда в руках монарха сосредоточены все ветви власти. Ватикан, например, является абсолютной монархией, хотя и теократической. Современные Западные монархии являются, как правило, конституционными, при которых реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству.

 

Монархия бывает наследной (когда власть передаётся кровным родственникам в соответствии с порядком престолонаследия) или выборной, избирательной (из элиты, например). Каждый из этих типов монархий имеет свои достоинства и свои недостатки. Преемственность вектора развития теоретически лучше обеспечивает наследная монархия. Зато выборная монархия обеспечивает (теоретически) лучшую кандидатуру монарха как личности (как бы выбирается  лучший из кандидатов). Но это только теоретически. Практически бывает по-всякому. Так или иначе, одного монарха всегда сменяет другой монарх. Передача власти может быть законной, если новый монарх получает власть в соответствии с принятым порядком  преемственности власти (например, престолонаследия). Когда монарх по тем или иным причинам не выполняет должным образом свои функции (в числе которых –  обеспечение внутренней и внешней безопасности, а также достижение консенсуса элит), тогда его может сменить другой монарх незаконно, например, путём дворцового переворота или революции. Следует особо отметить, что в нынешних российских реалиях возможна только выборная монархия в связи с вековым пресечением династической преемственности и устоявшейся в сознании избирательной традицией. Нечто подобное уже было на Руси при избрании Михаила Романова на царство в 1613 году. Процедура выборов монарха может быть заимствована из процедуры выборов патриарха или из современного китайского опыта, когда преемник выбирается партийной элитой официально. То есть, выборность монарха в России при сохранении вектора развития возможна, но осуществима только тогда, когда из выборов не будет устраиваться «демократическая» профанация.

 

Монарх – это глава монархического государства, это общее название императоров (августов, цезарей), царей, кайзеров, королей, султанов, шахиншахов, шахов и т.п. Монарх может быть таковым, но при этом называться иначе.  Иногда монарх назывался председателем Совета Народных Комиссаров (В. Ленин), иногда генеральным секретарём компартии (И. Сталин), иногда  председателем партии (Мао Цзэдун), иногда великим руководителем (Ким Чен Ир) или высшим руководителем (Ким Чен Ын), иногда лидером Джамахирии (М. Каддафи), иногда канцлером (О. Бисмарк) или  рейхсканцлером (А. Гитлер), иногда председателем государственного совета (Ф. Кастро), иногда председателем правительственной хунты (А. Пиночет), иногда предводителем (Ф. Франко), иногда премьер-министром (Б. Муссолини), иногда президентом  (Саддам Хусейн), иногда иначе. Название высшей должности в государстве не меняет сути монархического правления, при котором в одних руках сконцентрирована огромная власть.

Монархия – не идеальна. Идеальных форм правления вообще нет. Монархия может иметь своё уродливое искажение –  тиранию. Демократия может иметь своё искажение – охлократию (власть толпы), а аристократия искажается олигархией (власть немногих богатеев). При этом монархия может не перерастать в тиранию веками, она – самая устойчивая форма правления. Аристократия – редчайшая и самая неустойчивая форма правления, так как она всегда и очень быстро перерастает в олигархию. Демократия тоже всегда перерастает в охлократию, это подметил ещё в древности Платон, не случайно имевший невысокое мнение о демократии. Согласно древнегреческому  историку Полибию, самая совершенная форма правления – это та, которая объединяет в себе элементы монархии, аристократии и демократии. Пример такого сочетания типов правления можно привести из опыта имперской России. Это была монархия, которая дополнялась аристократией (самое широкое участие дворян на чиновничьей и военной службе) и демократией (наличие выборных органов местного самоуправления, таких, как земские собрания и земские управы). Монарх заинтересован быть заботливым попечителем всего народа. Его обязанность – уравновешивать разнонаправленные социальные и национальные энергии. Чтобы народ чувствовал себя комфортно, чтобы обеспечить стабильность в своём государстве, чтобы избежать волнений и переворотов, монарх обязан учитывать интересы разных социальных слоёв населения и обеспечить мирное сосуществование входящих в государство народов. Вот поэтому для  достижения всенародного согласия и единства политической нации любая монархия, как правило, подключает элементы других форм правления.

 

Монархия – это основная и самая распространённая форма правления в истории государственных образований. Все без исключения народы живут в своих государствах. Государство – единственная форма жизни социума, другой просто нет. Монархия, в свою очередь, олицетворяет государственничество. Все народы мира прошли школу монархий. Монархическая государственность в Европе – это опыт нескольких десятков столетий, обеспечивший становление и расцвет государств. Наоборот, демократии в Европе – это продукт всего только нескольких последних веков (преимущественно ХХ столетия), причём экспортированный империей англосаксов для подчинения себе всей континентальной Европы. Результат налицо: к ХХI-му веку нет ни одной демократии в Западной Европе, не находящейся в вассальской зависимости от США. Парадокс заключается в том,  что современный «демократический» Запад – это совсем не демократия (как власть народа), а лишь ширма, прикрывающая фактическую власть финансовой олигархии с некоторыми элементами демократии. Современная западная демократия – это придумка олигархов, которые поняли, что рабы лучше работают, когда уверены, что свободны и сами выбирают себе лидеров и политику. Народы Запада обмануты, в той системе они ничего не решают, а когда выбирают, например, президентов (или премьеров), то только из тех, кого им навязывают олигархи. Жёсткое олигархическое правление через сеть масонских организаций, пронизывающих все политические структуры и СМИ, временно сделало Западную демократию относительно устойчивой. Однако XXI век демонстрирует признаки заката этой формы правления на Западе (финансовые кризисы, уличные беспорядки, потоки беженцев, социальное отчуждение человека и т.п.). Ещё одна конкурирующая с монархической идеей – анархическая (отрицание любой власти, государственности и законов). Анархия – это разрушение своего государства на пользу его врагов. Не случайно российские анархисты начала ХХ века спонсировались Великобританией (впрочем, как и социал-демократы, и социал-революционеры). Анархия – мать беспорядка и смуты, поскольку осознанно создаёт хаос с целью разрушения своего государства. Анархия – это быстрое самоубийство нации, именно поэтому анархия ни в одном государстве не была реализована. Что касается такой формы правления, как аристократия (правление лучших), то очевидно, что она также не конкурентоспособна монархии, поскольку слабость, неустойчивость этой формы не даёт нам даже прецедентов для её рассмотрения. А вот уродливое отклонение аристократии в форме олигархии (правление кучки богатеев) – это столь же серьёзно, как и тревожно. Большая часть мира управляется мировой финансовой олигархией (Ротшильды, Рокфеллеры, а также такие кланы, которые общественность мало знает или не знает совсем), которая скрывается за ширмой демократии, всюду насаждает управляемые ею демократии, генерирует в мире хаос (путем революций и войн, путем уничтожения независимых государств и любых форм идентичности) с целью укрепления собственной власти. Эта олигархия борется с неподвластными ей монархиями, как с оплотами национальных суверенитетов, как с препятствиями на пути к безраздельному мировому господству.

Продолжение следует

Фёдор Папаяни, Донецк, ДНР