В этот день в 1953 году, в далеком Уругвае умер удивительный политический писатель Иван Лукьянович Солоневич (1891-1953), бежавший из советского концлагеря в 1934 году за границу
Попав в Финляндии в фильтрационный лагерь, Иван Солоневич, взяв взаймы карандаш и бумагу, начинает описывать все то, что пережил в СССР. Так родилась знаменитая книга «Россия в концлагере», принесшая автору мировую славу и финансовую независимость.
Человеку, не испытывавшему на себе все прелести социальных экспериментов, трудно понять глубину того отвращения, которое И.Л. Солоневич питал ко всяческим революциям и социализмам.
«Я считал, — писал он, — и считаю, что ненависть к строю, который отправляет в могилу миллионы людей моей родины, — это не только мое право, но и мой долг».
Революцию, как он удачно выразился, чаще всего описывали с «преобладанием романа над уголовной хроникой», всегда пытаясь выдумать какой-нибудь литературный ход, чтобы чистую уголовщину прикрыть благородной идеальной романтикой или хотя бы разбавить кровавую реальность флером вымысла. И.Л. Солоневич называл такой подход бессовестным, а социализм — «диктатурой бессовестности».
Пытаясь «монархизм чувства… дополнить монархизмом холодного разума» уже в Аргентине Иван Солоневич публикует главную книгу своей жизни — «Народную Монархию» (1952). Как писал сам И.Л. Солоневич, этот капитальный идеологический труд посвящен «познанию русского народа и его трагической судьбы».
Отказ от монархии был воспринят им как отказ от тысячелетней русской истории. Монархия в России была его политическим идеалом, чаянием нормальной, спокойной, тихой и налаженной жизни, когда каждый занимается своим делом, а не безумного «массового порыва деятельности», когда все занимаются сразу всем, да еще и с катастрофическим энтузиазмом. «Народ, в его целом, — писал И.Л. Солоневич, — править не может — как не может “весь народ” писать картины, лечить зубы, командовать армиями, проектировать мосты. Здесь нужен “специалист”, которому народ будет доверять. В наших русских условиях таким “специалистом” был Царь».
Лишенная сухой схематичности, демонстративной системности и других «научных» атрибутов, писательская манера Ивана Солоневича своеобразна и рационалистична. В своем писательстве он констатировал лично увиденное и лично пережитое. Это свидетельство о социализме — каков он есть в его жизненных реалиях — из первоисточника, при этом автор имел возможность сравнивать гитлеровский Рейх со сталинским СССР, дореволюционную Империю — с послереволюционной Россией.
Иван Солоневич, пожалуй, самый современный писатель из классиков русского консерватизма. Его слог наиболее доходчив для слуха постсоветского читателя, его простота носит миссионерские черты, и потому не понять его мысль невозможно. Он перенял одну из базовых установок русской публицистики — откровенно беседовать со своим читателем — и гениально продолжил традицию имперской публицистики — имперской по размаху тем и интимности разговора, когда с читателем говорят доверительно, как с самым близким и дорогим другом, говорят, как писали бы в письме к постоянному и тонкому, поверенному в душевных делах товарищу.
Иван Солоневич жил и писал в самые сложные времена Великой Смуты XX века, но не потерял надежды на возрождение дорогого Отечества и всегда отвечал сомневающимся в его политическом оптимизме таким образом: «Очень многие из моих читателей скажут мне: “Все это, может быть, и правильно — но какой от всего этого толк? Какие есть шансы на восстановление Монархии в России?” И я отвечу: приблизительно все сто процентов».
Читайте книги блестящего русского публициста Ивана Солоневича, и перед вами откроется неизреченная красота Имперской России, нашей с вами исторической Родины.
Нет Комментариев