Во вторник, 18 апреля, Хозяйственный суд Киева принял решение по иску украинского Ощадбанка к Сбербанку России. Суд запретил использовать на Украине торговую марку «Сбербанк» и лишил его доменного имени sberbank.ua. По решению суда все это теперь принадлежит украинскому Ощадбанку и может быть использовано только им.

По той же логике вандалы разрушают на Украине памятники и планируют обезобразить монумент на берегу Днепра.

 

Как испарились деньги вкладчиков

Во вторник на сайте украинского Ощадбанка появилась победная реляция. «Мы отстояли законные интересы Сбербанка, а с ними и интересы миллионов украинцев, чтобы они не были введены в заблуждение», — заявил председатель правления Ощадбанка Андрей Пышный. По его словам, «торговая марка «Сбербанк» принадлежит исключительно Ощадбанку, что и подтвердил своим решением Хозяйственный суд.

Здесь надо сделать несколько важных пояснений.

Ощадбанк был зарегистрирован на Украине после развала СССР — 31 декабря 1991 года. И при этом изменил свое название со «Сберегательного банка СССР» на «Ощадный банк Украины».

«Ощадный» в переводе с украинского значит «сберегательный». Вместе с переменой названия изменились и реквизиты, символика, а также руководство банка. А вот отделения, оборудование и средства — все осталось прежнее. То есть досталось Ощадбанку даром.

Однако у нового банковского учреждения дела пошли не очень хорошо, и вкладчики стали перебегать в другие коммерческие банки.

В 2007 году тогдашний премьер Украины Юлия Тимошенко решила выплатить украинским гражданам утраченные ими в Сбербанке СССР советские вклады. Решение было, как тогда писали эксперты, чисто популистским, потому что денег ни у государства, ни тем более у Ощадбанка на это не было.

«Эта инициатива похожа на несерьезное отношение к народу», — заявил тогда президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. По его мнению, на тот момент существовало два источника выплат — «это госбюджет и Россия». Госбюджет для погашения долгов СССР украинским вкладчикам выделил 250 миллионов гривен (тогда это составляло 50 миллионов долларов) из 20 миллиардов гривен (четыре миллиарда долларов) долга.

Остальное решили взять у России. В январе 2008 года в Верховной раде появился законопроект депутатов тогдашней пропрезидентской фракции «Наша Украина — Народная самооборона», в соответствии с которым предполагалось признать «долги советского Сбербанка внешним долгом России, которая является правопреемницей СССР». А деньги депутаты предложили взыскать со Сбербанка России.

Проект так и не дошел до стадии реализации. Потому что выяснилось, что в Ощадбанке на момент его создания все деньги, накопленные гражданами Украины в советские годы, оставались в целости и сохранности. А вот что стало с ними потом, неизвестно. Во всяком случае, депутаты этого выяснять не стали. И обещанных средств вкладчикам не вернули.

Имя вместо вкладов

В 2008 году на Украину пришел Сбербанк России — уже как финансовое учреждение независимого российского государства.

Украинская «дочка» российского Сбербанка открыла более сотни своих отделений и, в отличие от утратившего былую мощь Ощадбанка, стала быстро расти: в общей сложности кредитный портфель украинского Сбербанка к началу нынешнего года достиг четырех миллиардов долларов, в отделениях банка работали более трех тысяч сотрудников — граждан Украины.

На протяжении семи лет работы у украинского Ощадбанка не возникало претензий ни к названию, ни к доменному имени, ни к торговым маркам Сбербанка. А возникло после 2014 года, когда новая украинская власть в лице президента Петра Порошенко и тогдашнего премьера Арсения Яценюка устроила экономическую войну с Россией.

В январе 2016 года Ощадбанк, вдруг вспомнивший, что он тоже «сберегательный», подал иск против Сбербанка России. Хозяйственный суд Киева отложил иск в дальний ящик.

Но в марте 2017 года, когда сначала радикалы стали блокировать отделения украинского Сбербанка, а потом президент заявил о необходимости введения санкций против украинских «дочек» российских банков, суд отряхнул пыль с иска Ощадбанка и удовлетворил его.

К этому времени уже и сам Сбербанк России принял решение о продаже украинской «дочки». Документы об этой сделке, кстати, 18 апреля, поступили в Нацбанк Украины.

Что же касается Ощадбанка, то про него точно известно следующее — с начала нынешнего года он закрыл 120 своих отделений. Правда, о причинах закрытия руководство банка ничего не говорит.

Вместо точки

Конечно, все это делается из желания угодить власти. В ту же «копилку» стоит добавить и еще один случай. Три недели назад у конного памятника герою Гражданской войны Николаю Щорсу на бульваре Шевченко в центре Киева вандалы отпилили лошадиную ногу.

Теперь власти обсуждают, как быть со знаменитой скульптурой Родины-матери, которая стоит в Киеве на правом берегу Днепра. В правой руке у нее меч, а в левой щит. К мечу у нынешней власти претензий нет. А вот со щитом — проблема. На нем изображен герб Украинской Советской Социалистической Республики. Его в Киеве предлагают сменить на «трезубец». А для этого придется отрезать щит вместе с утратившей актуальность символикой.

В этом смысле Ощадбанку было проще: закинули иск в Хозяйственный суд и получили удовлетворяющее власть решение. А с Родиной все же придется повозиться. Например, приглашать альпинистов.

Кстати, Сбербанк России уже заявил, что будет отстаивать свое имя и торговую марку через суд. А вот Щорсу и Родине-матери не повезло. Их в судах Украины отстаивать некому.

Захар Виноградов, РИА