Арест

Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад. Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.

Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.

И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я;

Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут,
да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.

Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?

Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его.

(Евангелие от Иоанна, глава 18)

Some Image

Архиепископ Аверкий Таушев

Пришедшим было внушено, что они должны будут взять Иисуса хитростью, осторожно, так как Он имеет приверженцев, которые могут за Него вступиться.

И вдруг Он открыто, как бы ничего не боясь, говорит: «Это Я!» Эти слова Христовы заключали в себе для врагов Его потрясающую силу. И неожиданность такого ответа и сила духа, проявленная в нем, произвели на пришедших необыкновенное действие: они отступили назад и пали на землю.

Some Image

Суд над Богом

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице.

Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Тогда наконец он предал Его им на распятие.

(Евангелие от Иоанна, глава 19)

Some Image

Святитель Кирилл Александрийский

Простой народ стесняется зол, причиненных Христу. Быть может, он припоминал совершенные Им чудеса. Поэтому книжники первые начинают обвинение и возжигают ярость подчиненного им народа к беззаконным жестокостям. Так как простой народ не получали руководства от вождей к познанию Христа, то и погиб и впал в гибельное безрассудство по отношению к Нему.

Some Image

Блаженный Феофилакт Болгарский

Пилат более слаб и боязлив, чем зол. Вот и теперь, смотри: делу он придает вид исследования и суда, а во всем действует слабо. «Се, — говорит, — Царь ваш»: ни Иисуса не осуждает, ни иудеев прямо не обличает, но как бы упрекает их в клевете.

«Вот, — говорит, — какого человека вы оговариваете в домогательстве царства над вами — человека бедного и не думающего искать этого». Так говорит Пилат, но без настойчивости и твердости, и без борьбы за истину.

Some Image

Казнь Бога

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

(Евангелие от Луки, глава 23)

Some Image

Святитель Николай Сербский

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают». На Кресте, в объятиях смерти, весь изгибаясь от боли, Господь исполнен заботы о спасении людей. Он оправдывает людей их неведением. Он молится о разбойниках, которые Его гвоздями прибивают и копьем пронзают. Он и распятый соблюдает Свои великие заповеди, данные людям: заповедь о непрестанной молитве, заповедь о милосердии, заповедь о прощении, заповедь о любви.

Из-за каких мелочей мы бываем злопамятны! За какие мелочи гневаемся и мстим! И это мы, всякий день навлекающие на себя гнев Божий преступлением Его святых заповедей — нечистыми ли мыслями, нечистыми ли вожделениями, неправедными ли делами!

Никто из нас не может называться человеком, не будучи человеколюбив. Только человеколюбие может сделать нас людьми, истинными и настоящими людьми. Тщетно мы взираем на распятого Господа, тщетно слушаем Его последнюю молитву о грешниках — если нет в нас человеколюбия, то и мы входим в разбойничью шайку, неправедно осудившую и убившую Его.

Так пусть же нас наполняет не только восхищение Господом Человеколюбцем, но вместе с тем и стыд, настолько, насколько сия молитва со Креста относится и к нам.

Some Image

Покаяние разбойника

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

(Евангелие от Луки, глава 23)

Some Image

Святитель Николай Сербский

Один разбойник, испуская дух, злословит Сына Божия: «если Ты Христос, спаси Себя и нас»; другой же молится Господу: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое»! Крестные муки у одного убили и тело, и душу; а у другого убили тело и спасли душу. Крест Христов одному был в соблазн, а другому — во спасение.

О, благодать Божия, помоги нам, прежде нежели мы осудим этих разбойников, распявших на кресте Господа любви, рассмотреть свою собственную жизнь и исследовать, не принадлежим ли и мы к той самой разбойничьей шайке. Всякий грех — злодеяние против Бога, и всякий, кто совершил хотя бы один-единственный грех, входит в число разбойников, то есть рабов сатаны.

Так пусть же никто в муках не ропщет, дабы муки не стали ему не ко спасению, а к погибели; но да освещает мрак страданий размышлением о своих грехах, покаянием и молитвою. Только так муки будут ему не к погибели, а ко спасению.
Some Image

Завещание Христа

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

(Евангелие от Иоанна, глава 19)

0Cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Нельзя было оставить большего вразумления нам о святости отношений родственных и дружеских. В самом деле, размыслите: если Сын Божий, до самой смерти Своей, являлся любвеобильным Сыном Своей Матери, постоянным другом Своего ученика, то что может уволить вас от исполнения святого долга любви к нашим присным по родству и дружбе?

Когда крест не воспрепятствовал сделать завещания, обеспечивающего самое земное состояние оставляемой Матери, то что может препятствовать нам печись о судьбе тех, кои останутся после нашей кончины? Апостол Павел давно заметил и изрек, что нерадящий о присных своих, отрекся от веры и хуже неверного (Первое посление к Тимофею, 5:8).

Смысл крестных страданий

Some Image

Святитель Лука Войно-Ясенецкий (Крымский)

Не для того нужна была жертва, чтобы умилостивился Бог. А страшная жертва принесена Христом потому, что Бог смилостивился над нами.

От чего именно искуплены мы Кровию Христовой? От суетной жизни, которую унаследовали мы от отцов наших, от жизни в суете мирской, жизни душевной, а не духовной, в забвении величайших задач жизни нашей.

Вот глубочайшее и святейшее значение жертвы Христовой: Он отдал плоть Свою на умерщвление для того, чтобы в великом таинстве причащения мы ели Плоть Его и пили Кровь Его. Чтобы молекулы Его Тела стали молекулами плоти нашей и Кровь Его святая, вместе с нашей кровью, текла в жилах наших; чтобы таким образом стали мы причастны к Богочеловечеству и воскресил Он нас в последний день, как чад своих.
Some Image
Чем же мы, убогие, воздадим Ему за безмерную любовь Его и страшную жертву Его — чем? Он Сам ответил нам на этот вопрос: Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите. Изольем же любовь свою и слезы свои на мертвое тело Его, лежащее пред нами на Святой Плащанице, и все силы души своей направим, прежде всего и больше всего, на соблюдение заповедей Его.

Some Image

Святитель Игнатий Брянчанинов

Озарившись созерцанием великого события, возвратимся, возлюбленные братья, в домы наши, и унесем с собою глубокие, спасительные думы, ударяя этими думами в сердца наши.

Мы воспоминали, мы живо созерцали деяние Божественной Любви, деяние, превысшее слова, превысшее постижения.

На эту любовь мученики отозвались потоками крови своей, которую они пролили, как воду; на эту Любовь отозвались преподобные умерщвлением плоти со страстьми и похотьми; на эту Любовь отозвались многие грешники потоками слез, сердечными воздыханиями, исповеданием своих согрешений, и почерпнули из нее исцеление душам; на эту Любовь отозвались многие угнетенные скорбями и болезнями, и эта любовь растворила скорби их Божественным утешением.

Отзовемся и мы на любовь к нам Господа нашего — сочувствием Его любви: жизнью по Его всесвятым заповедям. Этого знамения любви Он требует от нас, и только это знамение любви Он приимет от нас. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; не любящий Меня не соблюдает слов Моих (Евангелие от Иоанна, 14:23-24).


В Великую Страстную Пятницу, по церковному – Великий Пяток, Церковь вспоминает страдания и Крестную смерть Спасителя. Вспоминает Спасительные Страсти Христовы, день, когда Господь принес Себя в жертву за грехи мира.

С наставлением к читателям «Вестей» обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Накануне в четверг вечером совершается утренняя Великой Пятницы с чтением 12 Страстных Евангелий, которые посвящены Страданиям Христовым. Это Его молитва до кровавого пота в Гефсиманском саду, время взятия под стражу, ведения на суд к Пилату, осуждение на суде и до распятия на Кресте на Голгофе. А между Евангелиями вспоминается предание Иуды, беззаконие иудеев, величие Страстей.

После каждого чтения Евангелия ударяют в колокол. Все в храме стоят с зажженными свечами. И есть обычай не гасить эту свечу, а принести горящей домой и сделать маленькие крестики на входе вверху каждой двери.

Великий Пяток или Великая Пятница

В сам день пятницы литургии нет, потому что в этот день Сам Господь приносит Себя в жертву, читаются Царские часы. И в третьем часу дня, в момент смерти и снятия с Креста Тела Иисуса Христа, с алтаря священнослужители выносят Плащаницу (плат с изображением Господа лежащего во гробе) и полагают на середину храма. Тем самым они проходят тот незримый, невидимый путь от Голгофы до Гробницы, где был положен Иисус. И в воспоминание трехдневного нахождения Христа во Гробе Плащаница остается на середине храма в течение трех дней.

Плащаница Спасителя для поклонения в центре Трапезного храма Киево-Печерской Лавры

Отразить, хоть и неполную картину происходящего в этот день нам поможет Евангелие от Луки:

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, другого по левую сторону. Иисус же говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: «Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий». Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого». И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский». Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же, напротив, унимал его и говорил: «Или Ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! » И сказал Ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: «Истинно человек этот был праведник». И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли в дали и смотрели на это.

Лк. 23, 32-49

Распятие Христа. Картина Ганса Мемлинга (1491).

«Это лишь ничтожно малая доля того, что происходило со Спасителем в те дни. Очень сложно не то, что описать, а вместить в себя те страдания и муки, которые претерпел ради нас Спаситель мира. У святителя Иоанна Златоустого есть слова: «…претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости, лицо от ударов и заплеваний, ланиты от заушений, уста от поднесения уксуса, смешанного с желчью, уши от хулений злочестивых, плечи от биения, десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра, руки и ноги от гвоздей, ребра от копия, все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте». Это было зрелище, которое потрясало не только умы и души человеческие, казалось, все Ангелы в тот миг смотрели на это действо с ужасом и священным трепетом. Солнце укрылось в тучи, погружая землю в глубокий мрак, ибо не могло освящать своим светом подобные беззакония. Земля содрогнулась от подобного зрелища и завеса в храме разодралась надвое, и расступались камни над могилами умерших, оживленных смертью Христа. Многие приходили к Кресту «просто посмотреть», но вера молчала в них, несмотря на то, что сама природа трепетала в священном ужасе, а они отходили от Креста, но не в ужасе от свершившегося, а боясь грозного ветра, спрятавшегося солнца, они боялись за себя. И в тот момент, когда книжники и фарисеи, которые хвалились точным знанием Закона, были взволнованы и не понимали, к чему сии знамения, стоявший у Креста сотник-язычник, который был начальником стражи, охранявшей осужденных на смерть, увидев происходящее в природе, узнал в распятом Христе Бога. Подойдя к Кресту он сказал: «Воистину Он был Сын Божий». В то время, когда иудеи, знавшие, как им казалось, Законы и отличавшиеся внешне благочестивым видом, раздумывали над раздранием завесы в храме, землетрясением и другим подобным, но их гордость и ослепленное самолюбие представляло Мессию в блеске земной славы, в окружении знатных людей, – в это время Бога исповедал распятый рядом со Спасителем на кресте разбойник, совершивший много злодеяний за свою жизнь. И если иудеи насмехались и говорили Спасителю: «Если Ты Бог, сойди с Креста! Спаси Себя Самого! И мы уверуем». Разбойник, совершивший по жизни множество преступлений, понимает, что Христос распят не по причине греха, а из зависти. Видя измученного страданиями Человека, беспомощного и терзаемого, он сердцем увидел Бога. И когда от толпы стоявшей у Креста летели ругательства и насмешки, разбойник произнес одну фразу, но настолько искреннюю, что первым с Господом вошел в Царство Небесное: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое». На что Сын Божий ответил: «Днесь будешь со Мной в Раю», – напомнил митрополит Павел.

Стояла при Кресте и Пресвятая Богородица. Сбывалось предсказание старца Симеона – оружие пройдет душу Твою. В безмолвии и глубокой печали созерцала Она эту Великую Жертву, которую приносил Сын Божий за все человечество. Стоял рядом и Иоанн Богослов, видя эту великую любовь Божию. И распятый Господь с Креста провозглашает: «Жено, се Сын Твой!», и обращаясь к ученику: «Се Матерь твоя! » Последние слова Спасителя на Кресте: «Свершишася» – слышали все стоявшие, но никто до конца не понимал происходящего, – Кто умирал и за что!

Иосиф и Никодим, снявшие Тело Спасителя, обвив Плащаницею, отнесли в пещеру Гефсиманского сада и вход загородили камнем. Начинались дни ожиданий. Но уже можно с уверенностью сказать, что Ветхий Адам, совершивший грехопадение в Раю и из-за которого подвергались все люди смерти, сменяется Новым Адамом – Христом, Который не только Своей кровью искупил грехи человечества, но и излил многочисленные благодеяния на род человеческий, буквально усыновив его. Падшая во грехе Ева, послужившая искушением и для Адама, сменяется чистой и непорочной Девой Марией.

«Это проявление Величайшей Божественной Любви, которую невозможно постигнуть умом, невозможно понять, но, лишь только открыв свое сердце Богу, эту Любовь можно ощутить. На эту Великую Любовь мученики отзывались потоками своей крови; преподобные умерщвляли свою плоть; грешники, исповедуя свои прегрешения – исцеляли душу; находящиеся в скорби, унынии, отчаянии – находили утешение. Эта Любовь всеобъемлющая, не имеющая границ, утешающая и помогающая всем, кто обращается с чистой верой, искренним покаянием к Сыну Божьему. Мы должны отозваться на Эту Любовь и проявить любовь к нашим родным, близким, к окружающим нас», – подчеркнул Владыка Павел.

И добавил: «На Голгофе совершился великий подвиг в истории мира, благодаря которому Царство Божие явилось в образе Церкви Христовой. В эту Великую пятницу мы все должны рыдать перед Плащаницей, потому что именно за грехи человеков свершилась казнь на Голгофе. И мы все причастны к этому своими грехами, которыми распинаем Христа и по сей день. Задумаемся об этом! Взяв на Себя непосильную для человечества ношу, грехи мира, и по-человечески взывая к Отцу «Да мимо идет Меня чаша сия», Христос, вспомнив о вечной погибели людей, проникнувшись состраданием, победил человеческий страх и принял волю Отца Небесного. Господь подарил нам неоцененный подарок – жизнь вечную, а мы подчас отдаем предпочтение временным, земным удовольствиям, не задумываясь о главном и вечном».

Распятие Христа. Видео

В проповеди Дмитрия Ростовского есть такие слова – обращение к Господу: «Господи! Почему ты покрылся кровавым потом в Гефсиманском саду во время молитвы? Откуда кровь? Кто Тебя изранил?» и ответ: «Любовь изранила!» И когда Его, невиновного, мучители распинали и медленно убивали – даже здесь не было упрека и, обратившись к Отцу Своему, Он тихо прорек: «Отче, прости им, ибо не знают, что творят».

«Поразмыслив и осознав все происшедшее, обратимся и мы к Господу нашему Иисусу Христу с искренней верой, сердечным покаянием, упованием на прощение грехов и милосердие Божие», – призвал митрополит Павел.

На Страстной

Еще кругом ночная мгла.

Еще так рано в мире,

Что звездам в небе нет числа,

И каждая, как день, светла,

И если бы земля могла,

Она бы Пасху проспала

Под чтение Псалтыри.

Еще кругом ночная мгла.

Такая рань на свете,

Что площадь вечностью легла

От перекрестка до угла,

И до рассвета и тепла

Еще тысячелетье.

Еще земля голым-гола,

И ей ночами не в чем

Раскачивать колокола

И вторить с воли певчим.

И со Страстного четверга

Вплоть до Страстной субботы

Вода буравит берега

И вьет водовороты.

И лес раздет и непокрыт,

И на Страстях Христовых,

Как строй молящихся, стоит

Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом

Пространстве, как на сходке,

Деревья смотрят нагишом

В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.

Понятна их тревога.

Сады выходят из оград,

Колеблется земли уклад:

Они хоронят Бога.

И видят свет у царских врат,

И черный плат, и свечек ряд,

Заплаканные лица —

И вдруг навстречу крестный ход

Выходит с плащаницей,

И две березы у ворот

Должны посторониться.

И шествие обходит двор

По краю тротуара,

И вносит с улицы в притвор

Весну, весенний разговор

И воздух с привкусом просфор

И вешнего угара.

И март разбрасывает снег

На паперти толпе калек,

Как будто вышел человек,

И вынес, и открыл ковчег,

И все до нитки роздал.

И пенье длится до зари,

И, нарыдавшись вдосталь,

Доходят тише изнутри

На пустыри под фонари

Псалтырь или Апостол.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь,

Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья.

Борис Пастернак

Страстная пятница: что можно кушать

Поскольку Великая Пятница – день особый, то есть традиция не вкушать никакой пищи, многие даже не пьют воду до выноса Плащаницы (приблизительно три часа дня), а затем принимают только воду и хлеб.

И суть вечернего богослужения, носящего заупокойный характер, это погребение Христа. Тихим крестным ходом священнослужители, неся Плащаницу, вместе с прихожанами обходят вокруг Церкви, и начинается утренняя Великой Субботы.

«Осталось еще немного до крестного пасхального хода», – отметил настоятель лавры.