Протоиерей Андрей Ткачев о таинстве Евхаристии

Сегодня — день установления Тайной Вечери и Евхаристии. И я бы хотел напомнить вам несколько важных событий Ветхого Завета, которые связаны с евхаристическим таинством.

Начнем, пожалуй, с Мельхиседека. Это одновременно царь и священник Салима, который вышел к Аврааму с хлебом и вином после победы над содомскими князьями.

Он благословил Авраама, и Авраам принял от него благословение как низший, потому что без прекословия принимается благословение низшим от высшего.

И этот Мельхиседек, будучи царем и священником, с хлебом и вином, явно прообразовывал в себе царя и священника Господа Иисуса Христа, который — первосвященник грядущих благ и Царь Царей. Так написано на бедре у Него, когда Он на коне появляется в одном из видений Апокалипсиса. Это Царь Царей и Великий Архиерей. Вот вам древнее, из глубины веков пророчество о Евхаристии, в 109 Псалме говорится: «Ты еси иерей во век, по чину Мелхиседекову».

Еще важно долгосрочное питание манной многочисленного еврейского путешествующего народа. Они не сеяли, не пахали, а только толкли в ступах то, что им Бог рассыпал по утрам возле стана, и ели это, пекли лепешки из этой небесной пищи, и это было в знамение Евхаристии, потому что манна — это неизвестное вещество. «Ман-на» переводится как «что это?» — это они и ели. У манны нет имени, это небесный хлеб. Псалмы говорят: «Небесный хлеб дал им есть».

Горсть манны была положена в Ковчег Завета на вечную память, на роды родов, который хранился в святая святых. Ковчега нет, Храма нет, манна тоже пропала, но Писание осталось. И мы видим, что это питание манной в пустыне — прообраз Евхаристии. «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, Я вам дам такую пищу, которую вы будете есть и не умрете, — говорил Христос. — И пища, которую Я вам дам, есть плоть Моя, которую я отдам за жизнь мира».

Плоть Христова, которую мы едим, которая была распята, которую мы едим в Евхаристии, связана по смыслу с манной, которую ели отцы евреев в пустыне.

Есть также интересный эпизод в житии пророка Илии, когда он готовился к длинному путешествию на гору Божию Хорив. Ангел Божий толкнул его в ребра, сказал: «Встань, ешь и пей». И он встал, поел, попил что-то, что ему ангел принес — и лег спать. Он проспал несколько суток, и вновь ангел толкнул его в ребра, сказав: «Встань, ешь и пей». Он опять поел и попил, потом поднялся, и благодаря силе от съеденной пищи шел аж сорок дней до места встречи с Господом Богом.

Это очень похоже на то, что ожидает каждого человека — предсмертное причастие и сорокадневное путешествие в иную страну для встречи с Богом, и ответа за прожитую свою бедную жизнь.

Вот такие яркие пророчества Евхаристии преподаются нам Ветхим Заветом — Мелхиседек, манна и Илия.

Мы же должны причащаться регулярно по воскресениям и праздникам, любить причастие, и без него не мыслить христианство, потому что христианство меряется Евхаристией. Поздравляю всех, кто сегодня причащался, а кто нет, но хочет или готовится, то дай Бог принимать Святые Тайны неосужденно, во здравие души и тела в наследие Царства Небеснаго, во умножение всякой благодати.

АВТОР