Миллиард долларов вылетел в трубу из-за, скажем мягко, отсутствия порядка в украинской армии. Речь идет о знаменитом пожаре на арсенале в Балаклее Харьковской области, который начался 23 марта, и который не могли потушить в течение нескольких суток.

 

Теперь выяснилось, что во время этого инцидента, в котором чудом обошлось без человеческих жертв, Украина, которая, напомним, рвется в НАТО, потеряла боеприпасов на сумму в один миллиард долларов. Об этом заявил глава комитета Верховной рады по национальной безопасности и обороне Сергей Пашинский.

«В чем трагедия Балаклеи, — объяснил Пашинский украинским телезрителям. — Лежали десятки тысяч боеспособных боеприпасов и десятки тысяч небоеспособных боеприпасов. Когда пошла эта цепная реакция /взрывы при пожаре/, мы потеряли боеприпасов на один миллиард долларов. Это недопустимо, потому что мы не такая богатая страна, которая может такое допустить».

Как украсть миллион снарядов

Пожар на артиллерийском складе в городе Балаклея Харьковской области стал восьмым подобным крупным инцидентом на Украине с 2003 года.

В настоящее время украинские власти рассматривают две версии случившегося: диверсия, совершенная некой неуловимой диверсионной группой, или халатность, причиной которой могла стать полная неразбериха в украинской армии, пьянство или прямое воровство.

Эта история как нельзя лучше характеризует то состояние распада, в котором пребывают Вооруженные силы Украины, отметил в комментарии Федеральному агентству новостей эксперт Ассоциации военных политологов, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.

«Это колоссальное по масштабу последствий происшествие, — отметил Андрей Кошкин. — Именно из-за масштабов случившегося стала особенно ярко видна халатность, с которой украинские военнослужащие относятся к сохранению военного имущества, к эксплуатации складских помещений и к обеспечению поставок боеприпасов для своих вооруженных сил».

По словам эксперта, эта великая бесхозяйственность и путаница во всем приводит не только к бесконтрольному списанию средств, но и к прямому воровству. «То, что эти средства, а также сами боеприпасы под шумок растаскивались при помощи коррупционных схем, ни у кого давно не вызывало сомнений», — подчеркнул эксперт.

По словам собеседника ФАН, пожары, взрывы, попытки поджогов на украинских военных складах происходили за последнее время неоднократно, становясь отличной ширмой для того, чтобы скрыть чудовищные расхищения и увод боеприпасов «налево».

«А тут, видимо, тянуть уже было некуда, расхищения оказались слишком велики, поэтому пожар и оказался настолько масштабным. А теперь украинские военные пытаются под это дело списать чуть ли миллиард долларов», — отметил эксперт.

При этом, по словам Андрея Кошкина, тут есть еще одно важное обстоятельство. Боеприпасы и вооружения, которые с пугающей регулярностью взрываются на украинских полигонах, остались еще от времен Советского Союза, став своего рода подарком для Украины и ее вооруженных сил.

«Стоимость доставшихся Украине советских вооружений в нынешних ценах рассчитывать, конечно, достаточно тяжело. И, естественно, украинские военные «счетоводы» весьма заинтересованы в том, чтобы приплюсовать как можно больше нулей, желательно в твердой валюте, чтобы предъявить потом эти счета своим будущим партнерам по НАТО», — считает собеседник ФАН.

«Так что озвученный ущерб в миллиард долларов также вызывает серьезные сомнения», — отметил эксперт.

«Повальное расхищение всего, что можно, достигло на Украине такого уровня, что это вызывает серьезное недовольство у западных партнеров Киева. Коррупция на Украине такова, что даже МВФ, со скрипом выделяя Киеву средства, постоянно обращает на это внимание. А тем временем склады рвутся еще и по той причине, что с них пытаются распродать все, что только можно, ищут покупателей в Африке, в Средней Азии, лишь бы только продать вооружения и боевую технику и, желательно, советского периода, так сказать, в рамках вожделенного избавления от «наследия СССР». Хотя сегодня Украина своих вооружений фактически не производит. Но, видимо, надеется на поставки использованного натовского старья», — резюмировал Андрей Кошкин.

Алексей Громов, ФАН