Военная катастрофа, разразившаяся в Европе в 1914 году, на фоне всеобщего легкомыслия и безответственности, имеет пугающее сходство с днем сегодняшним

 

Смотрел намедни на сон грядущий исторические хроники в интернете. О том, как начиналась Первая мировая война. Возможно потому, что исторические кадры были раскрашены под цветные, привычное ощущение безнадежной древности происходящего почти полностью стерлось. Те люди и то время стали восприниматься намного более живыми и понятными. Оттого, видимо, и возникли ассоциации с современностью.

В частности, диктор напомнил о том, с какой легкостью человечество заехало в этом мировой кошмар. Европа к тому времени уже больше полувека жила без большой войны. Люди в своей основной массе напрочь забыли, что это такое и как это бывает.

Тогда, как и сейчас, в мире господствовали «позитивные ценности». Начало 20 века совпала с огромным научно-техническим прогрессом, изобретением огромного количества всевозможных «гаджетов», как бы это сейчас назвали — от пылесоса до автомобиля и радиоприемника.

Человечество, казалось, поймало за хвост «птицу счастья завтрашнего дня». Жизнь была, ну если не слишком прекрасная, то, по крайней мере «сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня» Пределов прогрессу не было видно, люди уверовали во всемогущество разума, рационального мышления и в отсутствие нерешаемых задач. Даже гибель «Титаника» показалась дикой случайностью на фоне этого безбрежного оптимизма.

Именно в таком позитивном, оптимистическом духе европейцы того времени восприняли и появление на горизонте грозовых военных туч. Мы всё порешаем, всё в наших руках, наши возможности безграничны — таков был общий настрой немцев, французов, англичан, русских и т.д. (нужное подчеркнуть). К тому же вся эта жизнерадостная биомасса понятия не имела — за давностью лет, как выглядит война вообще и какой она может быть сегодня.

В общем толпа энтузиастов наперегонки бросилась на призывные пункты и под пение «Боже царя храни!», или «Марсельезы» покатила на поездах на такой себе «военно-полевой пикник» — недельки -на две-три не больше.

Да, конечно — играло свою роль и корыстолюбие правящих классов, и авантюризм монарших особ — много было стимулов. Но в своей основе это было все-таки внушенное целенаправленной пропагандой бездумное легкомыслие масс, которые не понимали, что на самом деле их ожидает. То самое легкомыслие, которое позволило власть имущим распорядиться патриотическим порывом толпы по своему усмотрению.

И как укатило Человечество тогда — в августе 1914 -го во мглу неведомого будущего, так не вернулось оттуда до сих пор.

Потому что на самом деле никакой «второй мировой войны» не было. От слова вообще. Все началось именно 1 августа 14 года и продолжается с небольшими перерывами до сих пор.

Когда на фронтах были пролиты реки крови и стали громоздиться миллионные горы трупов, до общества наконец-то дошло, что никакого веселенького позитивчика уже не будет. Но не было уже и дороги назад! Смерть порождала только смерть, а разрушения — только новые руины. Привычный мир рухнул раз и навсегда.

Глобальное равновесие было непоправимо и в общем-то по всеобщей дурости нарушено. Потерпели страшное крушение три империи — Российская, Австро-Венгерская и Германская.

Немцы, жестоко униженные послевоенным грабительским миром, затаили страшную злобу на все окружающие народы и привели к власти Гитлера, который обещал отомстить за все их обиды. И после небольшой паузы, необходимой для пополнения запасов и людских ресурсов, всё опять понеслось вскачь.

На этот раз никаких «позитивных» иллюзий ни у кого уже не было и гуманизм был не в моде. Озверевшее еще 1914 году человечество деловито придумывало все более эффективные способы массового умерщвления себе подобных — от концлагерей до атомной бомбы.

Потом наступила длинная пауза без большой войны. Установилось новое равновесие — СССР-Запад. У Человечества появилось время для того, чтобы остудить страсти, погасить огонь взаимной ненависти и слепую жажду отмщения. И люди действительно стали постепенно успокаиваться. И вновь привыкать к естественности мирной жизни. И наслаждаться чудесами прогресса, всевозможными новыми «гаджетами», делающими жизнь все более легкой и приятной. И снова в бесчисленных головах задул легкий и приятный ветерок «исторического оптимизма» и веры в способность человечества влегкую «порешать» любые проблемы.

Вам это ничего не напоминает? Ну, конечно же — преддверие августа 1914 –го! То же самое всеобщее легкомыслие и полное отсутствие страха перед будущим. И перед возможной войной. Которая сегодня для основной массы населения уже далеко за пределами личного жизненного опыта и даже семейных воспоминаний. И воспринимается благодаря соответствующим «позитивчикам» на киноэкране и компьютерным «стрелялкам», как душещипательное приключение и неисчерпаемый источник андреналина. Очень даже притягательный на фоне повседневной рутины и неодолимой скуки.

И вновь на подъеме и в моде «ура-патриотизмы» все мастей и настроения типа «мы их шапками закидаем». И кажется, что вот-вот к вокзальным перронам подадут новые поезда для нового поколения «исторических оптимистов», которые как и все предыдущие, будут искренне верить, что уезжают на фронт совсем ненадолго. Хотя на самом деле навсегда.

А подать эти поезда всегда найдется кому. Потому что мировой баланс, нарушенный в далеком 1914-м, до сих пор не восстановлен. И та война, которая должна была, по общему недоумению, закончиться за пару недель, продолжается уже больше ста лет. Такова цена бездумному легкомыслию, которого однажды на Земле оказалось слишком много.

Юрий Селиванов