Народные восстания, охватившие юго-восточные регионы Украины после государственного переворота февраля 2014 г., получили название «русской весны». К сожалению, закончилась она трагично. Подавленная киевской хунтой и боевиками борьба людей за свои культурные права и законность в стране вошла в историю ужасами одесской Хатыни, тысячами политических заключенных и войной в Донбассе. Войной именно против мирного населения, которое Киев уничтожал силами карательных батальонов, авиацией, баллистическими ракетами, танками, САУ, тяжелой артиллерией, фосфорными бомбами, находящимися на вооружении ВСУ. И экономической блокадой. Блокада Донбасса длилась дольше ленинградской. И вот в первый день весны, через три года, блокада наконец прорвана.

Долгожданная национализация

Вопрос национализации находящихся в ДНР и ЛНР предприятий возник с первых дней провозглашения республик. Если отбросить идеологические споры, продиктовано это было объективной необходимостью обеспечения их работы. Тем не менее власти самопровозглашенных республик не пошли на этот шаг, учитывая наличие разветвленной системы экономических и производственных цепочек, связывающих предприятия Донбасса с украинскими.

Но если республики не стали стрелять себе в ногу, Киеву не жаль даже собственной головы. Против мятежного региона была включена вся мощь карательной государственной машины. Ряд предприятий подверглись бомбежкам, из-за угрозы безопасности производства был законсервирован, например, завод «Стирол», многие шахты подверглись затоплению. Менеджмент же предприятий, принадлежащих главным образом украинским олигархам, близким к бывшей Партии регионов, вывел все управляющие структуры на подконтрольную киевской власти территорию. Следом «эмигрировали» в приказном порядке и органы государственной власти, вузы, нотариальные службы, таможня и т.д.

Эта ситуация породила для ДНР и ЛНР целый комплекс институциональных, финансовых и организационных проблем. Так, по данным Государственной фискальной службы Украины, с момента начала карательной операции Киева против восставшего региона предприятия самопровозглашенных республикзаплатили в бюджет Украины 36,8 млрд. грн., или $1,5 млрд. налогов. Все это богатство, созданное руками тружеников Донбасса, возвращалось к ним в виде танков, «Градов», фосфорных и кассетных боеприпасов и т.д. Т.е. Донецк и Луганск своими руками оплачивали войну против себя.

Кроме того, республики практически не получали дохода от эксплуатации своих природных и промышленных богатств. А объемы торговли, несмотря даже на войну, были весьма значительными. Лишь за последний год ДНР и ЛНР поставили на Украину товаров на $7-9 млрд. Киев получил из Донбасса 8,5 млн. тонн антрацита. Единственное, что возвращалось республикам с Украины, это заработная плата рабочим. Что же касается прибыли, она оседала в карманах бывших регионалов. Лишенные пенсий и социальных пособий жители Донбасса оплачивали пенсии и зарплаты украинским воякам.

Естественно, такое противоестественное положение вещей не могло продолжаться до бесконечности. И последней каплей, переполнившей чашу терпения властей ДНР и ЛНР, стала так называемая блокада Донбасса, объявленная украинской партией войны. В республиках был принят новый закон, обязывающий находящиеся на их территории предприятия зарегистрироваться в налоговых органах ДНР и ЛНР. А потом правительства республик объявили Украине ультиматум, согласно которому с 1 марта все предприятия переведены под внешнее управление.

Как и следовало ожидать, на Украине тут же «поднялся галдеж и лай», в котором объединились и власти, и оппозиция. «Оппозиционный блок», предавший своих избирателей, верно служивший киевскому режиму и привыкший обогащаться на войне, также разразился гневным заявлением, что «революционная практика национализации предприятий недопустима».

Это четко показывает, что партии мира на Украине нет вообще. По словам депутата Народного совета ДНР В.Бердичевского, «предприятий, которые захотели бы перерегистрироваться, – нет. Украинское начальство отозвало отсюда весь свой управляющий менеджмент. Заблокированы все программы, все средства связи».

A la guerre comme à la guerre

По существующей легенде Чингисхан, получивший оскорбительное письмо от правителя Мавераннахра Мухаммеда, ответил: «Ты хотел войны, ты ее получишь». И парадоксальным образом на руку ДНР и ЛНР сыграли как раз украинские нацисты – блокаторы.

По заявлению СБУ, был перехвачен разговор главы ДНР А.Захарченко с начальником управления внутренней и внешней политики администрации Трапезниковым, в котором руководитель республики якобы выразил надежду, что до 1 марта блокада не прекратится и это станет удобным поводом для национализации. В некотором роде подлинность беседы подтвердил и донецкий политолог Н.Рагозин, который заявил, что «не было бы счастья, но Семенченко помог».

Удар для Украины, сделавшей все возможное для уничтожения Донбасса, действительно, ощутимый. По оценке экономиста О.Веригинского, потери в украинской металлургии могут достичь 4 млрд. грн., а общие потери порядка 30 млрд. в год, остановится рост ВВП, свои рабочие места потеряют от 75 до 100 тыс. украинцев, за счет снижения валютных поступлений снова обесценится гривна. В свою очередь, глава объединения «Укрметаллургпром» А.Каленков считает, что потери могут составить 3,5 млрд. долл. по итогам года. Еще более паническую цифру дает В.Гройсман, который убежден, что разрыв торговых отношений с ДНР и ЛНР приведет к потере 300 тыс. рабочих мест.

Но это лишь верхушка айсберга. Прекращение поставок угля на Украину, уже приведшее к введению чрезвычайного положения в энергетике, может обрушить всю энергосистему Украины. Уже сейчас, пытаясь компенсировать отсутствие угля на ТЭС и ТЭЦ, атомные электростанции страны работают на пределе своей мощности. А учитывая их износ и использование в реакторах контрафактного американского топлива, это может привести к серьезным авариям. Понадобятся Киеву и дополнительные закупки газа, что на фоне снижения валютных поступлений от металлургии и химпрома станет весьма затруднительным. Истощение же налогового ручейка приведет к сокращению госбюджета и увеличению дефицита пенсионного фонда.

Конечно, пострадает и экономика ДНР и ЛНР, которая также зависит от расположенных на подконтрольных Киеву территориях предприятий. Например, Зуевская ТЭС получает уголь из Павлограда и Доброполья. Остались за границей и месторождения коксующегося угля, который Донбасс теперь получает из России. Да и сама организация управления сложным производством в условиях разорванных производственных цепочек, отсутствия профессионального менеджмента, необходимости поиска новых рынков сбыта и решения проблем с документами станет значительной головной болью для республик.

Впрочем, рынок для донецкого угля у ЛДНР все же есть: та же Украина. Как отметил президент Центра системного анализа и прогнозирования Р.Ищенко, «у Украины имеется прецедент, когда она покупала газпромовский газ как словацкий, венгерский и польский. Для этого она платила за него на полторы сотни долларов дороже. То же самое будет происходить с донецким углем. Она его будет покупать как австралийский, южноафриканский, какой угодно. И платить за него будет дороже». Как пелось в одной песенке, «На дурака не нужен нож»…

Плюс паспортизация всей страны

Решение застарелых экономических и гуманитарных проблем Донбасса стало возможным благодаря принятию президентом РФ указа о признании документов, выданных органами власти ДНР и ЛНР. Речь не только об общегражданских паспортах, но и других официальных бумагах, которые жители республик не могли получить на Украине из-за блокады. Указ В.В.Путина явно согласуется с указами руководства республик о национализации промышленности, что позволит ей впоследствии выйти на российский рынок. Оба решения будут действовать «до выполнения минских соглашений».

Если быть реалистами, значит, вечно, поскольку минские соглашения Киев выполнять не собирается, плодя бесконечные прожекты силового возврата Донбасса. Об одном из планов «быстрого освобождения Донбасса» сообщил министр внутренних дел А.Аваков, ранее поручивший пограничникам быть готовыми взять контроль над границей Украины в 2017 г. А инициатор гражданской войны на Украине, бывший «спизидент», а ныне секретарь СНБОУ А.Турчинов бредит идеей освободить Донбасс за месяц. Вот уж, действительно, дурень думкой богатеет.

Для киевской власти признание документов ДНР и ЛНР Россией, а также обеспечение экономической независимости республик смерти подобно. Недаром Германия, Франция и США уже поспешили заявить о неприемлемости признания документов, благодаря которому трехлетние усилия по удушению Донбасса отправились, извините, коту под хвост. Осторожно позитивно оценил инициативу лишь верховный комиссар ООН по делам беженцев Ф.Гранди, заявивший, что «с одной стороны, важно, чтобы у людей были документы. Но, с другой стороны, нельзя, чтобы предпринимались шаги, которые усложняют минский мирный процесс. Я не говорю, что это такой шаг — пожалуйста, не поймите меня неправильно. Но надо помнить, что главная задача — добиться урегулирования. И потом, нансеновские паспорта выдавались лицам без гражданства и без документов. И они выдавались Лигой наций».

Хотя о каких сложностях для урегулирования речь? Сложности были тогда, когда около 5 млн. жителей Донбасса были лишены Киевом всех гражданских прав и находились в западне. Сейчас же они из нее вырвались, с чем республики можно от души поздравить. Лиха беда начало.

Ольга ШЕЛКОВА