Использование общественного пространства для воспитания гражданственности и патриотизма не терпит дилетантизма и фальши

 

Купил билет в подмосковную электричку и оказался … в «физтехе». То есть — в знаменитом Московском физико-техническом институте. Который, если по честному, по своему совокупному вкладу в мировую науку, легко даст фору любому расфуфыренному заокеанскому МТИ. Совместную идею руководства «физтеха» и Российских железных дорог превратить один из пригородных поездов в своего рода музей МФТИ на колесах, безусловно, можно только приветствовать. Пассажиры Савеловского направления с удовольствием рассматривают, читают и фотографируют расклеенные в вагонах постеры, которые в легкой и непринужденной форме представляют им богатейшую историю этого славного вуза.

Музей МФТИ на колесах

Вплоть до веселых анекдотов связанных с его прошлым. Например, такой:

В Долгопрудном была обнаружена собака, владеющая примерно тремя сотнями основных фраз английского разговорного языка. Как выяснилось, её в течение многих лет использовали для охраны лингафонных классов иноязычной кафедры МФТИ…

Вообще, надо сказать, что в условиях того кризиса жанра, который явным образом переживает в последние годы идеология добра и созидания, идея использования любых близких к рядовым гражданам площадок для доведения до массового сознания позитивных стереотипов и ценностей, представляется весьма плодотворной. И тот же общественный транспорт сегодня все чаще получает соответствующую идейную нагрузку.

Москвичи уже знакомы с красочно оформленными тематическими поездами метро, один из которых посвящен городам-героям СССР, в том числе и моей родной Одессе. Что красноречиво свидетельствует – историческая память в России и сегодня не считается разменной монетой, которую можно легко обменять на мелочь сиюминутной политической конъюнктуры.

Музей МФТИ на колесах

Однако во всей этой замечательной бочке меда как всегда не обходится без обязательной ложки дегтя. Увы, но многие годы, мягко говоря, небрежного отношения к важнейшей общественно-государственной функции – воспитательно-идеологической, сегодня «икаются» откровенными «плюхами», даже при вполне добросовестной попытке представить этот «товар» в его лучшем виде.

Примером тому — та же электричка-«физтех». Авторы тамошних «настенных росписей» весьма своеобразно толкуют историю собственной страны. Причем, при чтении этих загогулин возникает больше вопросов, чем ответов. Вот типичный образчик подобного творчества озаглавленный «70-е. Спутник Венеры»:

Знаковое десятилетие для всего мира. Венедикт Ерофеев пишет поэму «Москва-Петушки». Фирма «Мелодия» начинает выпускать первые пластинки ВИА «Битлз». Жизнь становится как будто бы более сытной и менее самоотверженной. Американские астронавты совершают первый полет на Луну. В СССР начинается период застоя, но советская наука по-прежнему в периоде расцвета. Космические аппараты достигают Венеры и передают на Землю первые снимки её поверхности. Благодаря успехам советских ученых за Венерой закрепляется название «Русская планета». В стране идет стремительное развитие ядерной энергетики и авиации. Во всем этом ведущую роль играют ученые Физтеха…

Музей МФТИ на колесах

Сразу скажу – мне этот текст решительно не понравился. И можете сколько угодно считать меня занудным буквоедом, я своего мнения не изменю. Потому что это сочинение, пока будет висеть в вагоне на самом видном месте, волей – неволей прочитают сотни тысяч людей. Среди которых, чего греха таить, очень много таких, для кого это, возможно, будет единственным прикосновением к нашей истории. И чем они «обогатятся» от такого прикосновения?

Информацией о том, что это было «знаковое десятилетие для всего мира»? А что в истории человечества были какие-то другие десятилетия – не знаковые? Или о том, что из всей отечественной и даже мировой культуры не о чем больше вспомнить, кроме поэмы «Москва-Петушки» или о том, что «битлы» добрались до фирмы «Мелодия»? Про первый полет американцев на Луну и вовсе анекдот. Потому что случилось это не в семидесятые годы, а 20 июля 1969 –го! В лучших традициях «махровой антисоветчины» и без лишних затей описана советская жизнь того времени – «в СССР начинается период застоя». Наверное, это что-то очень плохое – застой все-таки. Но весь дальнейший текст, который в цветах и красках расписывает колоссальные успехи советской науки того времени, небывалые достижения космонавтики, ядерной энергетики и авиационных технологий, говорит о том, что этот «застой» был каким то уж очень специфическим. Особенно на фоне нынешних куда более скромных достижений и в космосе, и в авиации и во вкладе в мировую науку.

Я, конечно, понимаю, что историки из «физтеховцев» еще те. Не тот у них профиль. Но ведь эта развесистая клюква на историческую тему красуется сегодня в общественном транспорте. И еще долго будет там висеть. А коли так, то не пора ли подумать о том, чтобы наше публичное воспитательное пространство не заполнялось абы как и непонятно кем, а несло людям действительно выверенную до последней запятой правду о нашем прошлом. В котором есть много такого, чем мы можем по праву гордиться. В том числе и легендарным московским «физтехом».

Юрий Селиванов