26 февраля 2015 года президент России Владимир Путин подписал указ №103 следующего содержания: «Установить День Сил специальных операций и отмечать его 27 февраля… Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания». Тем самым на государственном уровне были признаны заслуги структурного подразделения Вооруженных Сил РФ, формирование которого началось лишь в 2009 году, а официально о его создании в России было объявлено и того позже — 6 марта 2013 года. Почему именно этот день стал особым в истории российских Сил специальных операций (ССО)?

 

В президентском указе №103 отсутствует обоснование, почему именно 27 февраля оказалось выбрано памятной датой. Однако само упоминание этой даты является настолько прозрачным намеком, что не заметить его просто невозможно.

Связка «Силы специальных операций и 27 февраля» дает нам отсылку к одному единственному событию и одному единственному году, — к появлению в 2014 году военнослужащих российских ССО в Симферополе.

Вспомним, что тогда, собственно, происходило.

Крым после Майдана

Еще 18 февраля 2014 года, в связи с очередным обострением ситуации в Киеве, президиум верховного совета автономной республики Крым направил обращение к президенту Украины Виктору Януковичу: «Сегодня мы требуем от вас как главы государства решительных действий и принятия чрезвычайных мер. Этого ждут и сотни тысяч крымчан, которые голосовали за вас на президентских выборах в надежде на стабильность в стране».

20 февраля спикер крымского парламента Владимир Константинов заявил, что не исключает отделения Крыма от Украины в случае дальнейшего обострения ситуации в стране. В тот же день стало известно об избиении под Корсунем крымских участников акции «Антимайдан».

Далее в Киеве произошло то, что произошло, и события понеслись буквально вскачь.

22 февраля в Севастополь на площадь Нахимова прибыли чудом вырвавшиеся из Киева автобусы с севастопольским «Беркутом». Горожане встречали своих бойцов слезами и цветами.

В ночь с 22 на 23 февраля по распоряжению президента РФ была проведена спецоперация по эвакуации президента Украины Януковича и членов его семьи. В семь часов утра 23 февраля, когда вся страна готовилась отмечать День защитника Отечества (удивительно символично!), Путин сообщил руководителям российских спецслужб: «Ситуация развернулась таким образом на Украине, что мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России…».

23 февраля в пока еще пахнущем горелыми покрышками Киеве обязанности президента Украины возложили на председателя Верховной рады Александра Турчинова, в Симферополе развернули мобилизацию крымчан в народные дружины. Одновременно началась рокировка исполнительной власти в Севастополе, закончившаяся назначением фактическим главой города Алексея Чалого и формированием пророссийских отрядов самообороны.

Из Киева радикалы грозили Крыму «поездами дружбы». Ситуация накалялась. Никто еще не подозревал, что в этот момент уже началось выдвижение в Крым российских ССО. В частности, одна из бригад специального назначения ВС РФ скрытно отправилась в Туапсе для погрузки на борт большого десантного корабля «Николай Фильченков»…

24 февраля. В Европарламенте минутой молчания почтили память погибших в борьбе за демократию на Украине, названных «небесной сотней». В Киеве устроили экскурсии в резиденции Януковича и Виктора Пшонки, во время которых посетители удачно совмещали мародерство с демонстративным презрением к стяжательству сбежавших хозяев особняков.

В тот же день в Симферополь для обсуждения политической ситуации на полуострове со своими крымскими коллегами прибыла группа депутатов российской Госдумы. Председатель крымского правительства Анатолий Могилев на появление в Крыму российских парламентариев отреагировал крайне негативно. Одновременно с этим в Керчи, Евпатории, Феодосии, Ялте, Севастополе и Симферополе весь день происходили стихийные митинги с призывами присоединения к России.

Не захватывать, а защищать

25 февраля львовский «Беркут» заставили покаяться на коленях перед жителями Львова за то, что он «защищал преступный режим Януковича». В тот же день активист «Правого сектора» Сашко Билый наведался на заседание президиума Ровненской обладминистрации с автоматом Калашникова и потребовал провести полную люстрацию власти в области.

А в Симферополе в тот день на митинге было озвучено решение — не подчиняться Киеву. Днем в гавань Севастополя тихо и скромно вошел боевой корабль, за характерный силуэт прозванный на флоте «лесовозом». Это был БДК «Фильченков».

Впрочем, переброска российских спецназовцев в Крым шла не только морем. Вот что впоследствии поведал бывший командующий Черноморским флотом адмирал в отставке Игорь Касатонов: «Украинцы получали информацию о том, что в феврале на Каче была заявлена посадка трех вертолетов, а сели шесть, на Гвардейском заказана посадка одного «Ил-76», а сели три, — 500 человек. Это были диверсионные подразделения, наводчики, проводники, которые действовали вместе с группировкой флота».

26 февраля в городе Ирпень Киевской области евромайдановцы объявили местным депутатам, отказывавшимся голосовать за новую власть: «Если вы руку не поднимаете, мы вам отрежем руку, мы будем у вас дома, мы расправимся с вашими семьями». В Симферополе так называемый «Меджлис крымско-татарского народа» (организация запрещена в РФ) организовал митинг у здания верховного совета Республики Крым с целью заблокировать его и не допустить принятия «решений, направленных на дестабилизацию ситуации в автономии».

При попытке «меджлисовцев», усиленных эмиссарами «Правого сектора» (террористическая организация запрещена в РФ), ворваться в здание верховного совета, произошли столкновения с членами «Русской общины Крыма». Какое-то время ситуация висела буквально на волоске, но здание верховного совета Крыма Рефату Чубарову и Ко захватить так и не удалось. В давке пострадали 30 человек. Пожилой мужчина и женщина погибли…

Понятно было, что на достигнутом «меджлисовцы» и иные проукраинские элементы в Крыму останавливаться не станут. Следовало ждать от них дальнейших попыток раскачать ситуацию — вплоть до перехода противостояния с пророссийскими активистами в состояние межнационального конфликта. Чем это могло кончиться для населения Крыма, было ясно и в Москве, и в Симферополе с Севастополем.

Положение еще более усугубила информация о готовящейся в Киеве массовой отправке в Крым по железной дороге и по воздуху радикалов и верных новому режиму вооруженных формирований. Крымские ополченцы готовились в меру своих сил воспрепятствовать этому. Но сколько бы они продержались с черенками от лопат против автоматов?..

Чтобы справиться с завязывающимся в Симферополе тугим «гордиевым узлом», России нужен был не меч, а более деликатный инструмент. Своеобразный скальпель. Им и стали ССО.

27 февраля в 4 часа 20 минут бойцы российских Сил специальных операций проникли в здания верховного совета и совета министров автономной республики Крым. Сначала через окна в помещения первых этажей влетели дымовые гранаты. Следом появились военнослужащие в полной боевой экипировке, но без знаков различия. Для взаимного опознавания на левой руке у каждого красовалась белая повязка.

Несшие охрану административных зданий украинские сотрудники правоохранительных органов оказались разоружены в считанные секунды. Через 20 минут над верховным советом и советом министров АР Крым взвились российские флаги. Вокруг зданий был организован охранный периметр. Внутри, на всякий случай, напротив входов-выходов возведены баррикады.

В случае агрессивных действий со стороны находившихся в Крыму украинских силовиков или иных сторонников Киева ССО обязаны были обеспечить безопасность работы местных депутатов. Как позже скажет про спецназовцев министр обороны РФ Сергей Шойгу: «Они пришли не захватывать, а защищать».

Быстро. Профессионально. Вежливо

Попытка Могилева провести какие-то переговоры с военными без знаков различия успехом не увенчалась. Еще накануне активно строившие планы реванша за 26 февраля «меджлисовцы» выступить против очень вежливых, но хорошо вооруженных незнакомцев не решились. Не решились выдвинуться в Симферополь и расквартированные в Крыму части ВСУ.

Пока местное украинское командование пыталось добиться от Киева каких-то внятных инструкций, «вежливые люди» пропустили сквозь свое оцепление в здание парламента крымских депутатов. Те, уже не опасаясь за свою жизнь, провели внеочередную сессию. Правительство Могилева было отправлено в отставку, а новым премьер-министром Крыма был назначен лидер «Русского единства» Сергей Аксенов.

Тем же утром 27 февраля были установлены блокпосты на Перекопском перешейке и Чонгарском полуострове, что позволило заблокировать сообщение по суше между Крымом и материковой Украиной. Вскоре и воздушное сообщение с материком оказалось под контролем пророссийских сил.

28 февраля издание «Политнавигатор» сообщило: «Примерно в час ночи захвачен аэропорт Симферополя — теми же [что раньше были замечены в центре Симферополя] людьми. С оружием, крепкие, в такой же одежде. Начальник охраны сообщил, что его людей вежливо попросили выйти».

Быстро. Четко. Профессионально. Корректно. Вежливо. Это был почерк бойцов российских ССО.

Впереди еще было успешное блокирование и разоружение военных объектов ВСУ в Крыму, обеспечение безопасности проведения на полуострове референдума, ратификация договора о принятии в состав Российской Федерации республики Крым, знаменитые путинские слова «Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань», исполнение ансамблем имени Александрова песни «Вежливые люди» и сразу ставшая афоризмом фраза Шойгу «Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Это тем более глупо, если эта кошка умная, смелая и вежливая!».

Все это, как и сирийская эпопея, тогда было еще впереди. И ничего этого не было бы, если бы 27 февраля 2014 года в центре Симферополя внезапно не возникли российские парни из ССО. Чтобы сработать быстро, четко, профессионально, корректно и вежливо. Чтобы встать живой преградой перед накатывающимся хаосом и разрушением. Чтобы собой защитить других.

Честь им за это и слава.

Андрей Союстов, ФАН