Есть ощущение, что Мюнхенская конференция по безопасности превратилась в некое протокольное мероприятие. После ставшей знаменитой «мюнхенской речи» Владимира Путина на этом форуме наблюдается системный кризис жанра.

 

Мюнхенская конференция по безопасности как мероприятие сконцентрированное и коллективное ярко продемонстрировала текущее состояние евроатлантического сообщества. «Раздрай» в умах и неопределенность в действиях, иначе не скажешь. Нет ясности, что делать с миграцией, заразительным опытом Brexit’а, сотрудничеством внутри Запада и взаимодействием с внешним миром. Прошлись по всей «линейке» острых международных тем, от якобы стремительно нарастающей «иранской угрозы» до необходимости устойчивого перемирия в Сирии. Кто бы спорил, прекращение войны на Ближнем Востоке на руку всем, кроме террористов и объявленных бандитов, с оружием в руках воюющих за власть. При этом, похоже, европейских участников конференции больше всего беспокоили дальнейшие отношения Старого Света и администрации Дональда Трампа. Здесь ведь по-прежнему нет никакой ясности. А вот беспокойство, алармизм и даже некоторый скептицизм по этому поводу у ряда видных европейских политиков видны невооруженным глазом.

От американского президента и его окружения ждут более четкого позиционирования по самым разным вопросам, в том числе по ближневосточному урегулированию. И противоречивость сигналов, поступающих из Вашингтона, ощущают не только, к примеру, в Москве, но и в Брюсселе тоже. Впрочем, американская сторона сформулировала главное требование к европейским партнерам – платите больше за вашу безопасность. Прежде всего, в рамках НАТО. Кстати, примечательно, что Трамп с момента активной фазы предвыборной кампании резко поменял свою точку зрения на альянс. Если раньше он называл его устаревшим форматом, который вполне может развалиться, то в последних заявлениях обещал НАТО полную и безусловную поддержку. Но что удивительно, в Мюнхене весьма неожиданно высказалась министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен. Она заявила, что НАТО – это далеко не самоочевидное явление. Ни для Америки, ни для европейцев. Если вспомнить, что еще недавно Берлин считал нецелесообразным отдавать Брюсселю 2% ВВП – а именно этого требует от стран ЕС Вашингтон – да и еще и идею создания европейской армии, то за евроатлантическое единство становится совсем тревожно. Прежде всего его активным апологетам.

Неожиданно тема России и украинского кризиса носила в Мюнхене не центральный, а скорее фоновый характер. Разумеется, обвинительная интонация по отношению к Москве сохранилась в неизменности. Это тот самый канон, который нельзя нарушать. Но вот особого накала страстей не наблюдалось. Сказывается усталость западного сообщества от соответствующей проблематики. Более того, ряд высокопоставленных участников конференции продемонстрировали понимание, что Москва должна принимать деятельное участие в процессе урегулирования сирийского кризиса и в борьбе с международным терроризмом. Правда, тут же последовали расплывчатые оговорки, что формат этого участия не может быть четко обозначен без стабилизации режима прекращения огня. При этом российская делегация во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым времени даром не теряла, в отличие от многих других. И провела множество полезных в той или иной степени встреч, включая переговоры с главами евродипломатии и НАТО Федерикой Могерини и Йенсом Столтенбергом.

Задать тон, масштаб и формат дискуссии о России, по идее, могли высказывания вице-президента США Майкла Пенса. Он заявил, что, дескать, только Москва несет ответственность за выполнение «Минска-2». Или, к примеру, сенатора Криса Мерфи, говорившего о возможности новых санкций против Российской Федерации. Но как-то у них не получилось. Дополнительный драйв в эту дискуссию натужно пытался внести Петр Порошенко. Куда ж без этого! Он, конечно, вывалил очередную порцию обвинений в адрес Москвы. И даже пообщался с Пенсом. Но ничего из этой активности киевского лидера так и не «выросло». На Украине эксперты и журналисты признали поездку Порошенко в Мюнхен провальной. Даже «большой друг» России Джон Маккейн ему не помог.

Есть устойчивое ощущение, что Мюнхенский форум превратился в некое дежурное мероприятие, от которого и отказаться нельзя, и проводить его особо не хочется. После ставшей знаменитой «мюнхенской речи» Владимира Путина на этой конференции наблюдается системный кризис жанра и дефицит смыслов.

Илья Харламов, РИА Новости