Легкая штурмовая авиация, доказавшая свою незаменимость в годы второй мировой войны, сегодня переживает второе рождение

 

Военно-воздушные силы США объявили об очередном продлении срока службы заслуженного ветерана армейской авиации – штурмовика А-10 «Тандерболт», который состоит на вооружении уже почти сорок лет.

И дело тут не только в пресловутых финансовых трудностях Пентагона, но и в том, что, объективно, ничего более подходящего для ведения боевых действий непосредственно над полем боя человечество пока не придумало.

При всем уважении к стремительно прогрессирующей беспилотной авиации, приходится констатировать, что на сегодняшний день она еще явно неспособна конкурировать с пилотируемыми машинами, особенно в ходе быстротечной динамики непредсказуемых боевых действий.

Не случайно, попытки разработки полностью автономных ударных беспилотных комплексов с целью полной замены пилотируемой авиации, пока не увенчались успехом даже в «продвинутых» США. А некоторые проекты, типа беспилотного палубного бомбардировщика, пришлось и вовсе закрыть после того, как на них была потрачена куча денег.

В России аналогом американского А-10 является, как известно, штурмовик Су-25. Однако, при всех несомненных достоинствах самолетов данного класса, нельзя не отметить их общий и характерный для всей современной боевой авиации недостаток – высокую стоимость и предельную техническую усложненность этих машин. Что делает их массовое производство и эксплуатацию, особенно в военное время, делом чрезвычайно сложным и почти нереальным.

К тому же, такие «навороченные» авиационные комплексы годятся далеко не для любого типа войны. Именно поэтому даже через три года после начала боевых действий на востоке Украины вооруженные силы донбасских республик так и не смогли обзавестись боевой авиацией, наличие которой им бы никак не повредило.

И здесь стоит обратить внимание на имеющийся мировой опыт. Оказывается, что решением данной проблемы для стран и территорий с ограниченными финансовыми и производственными возможностями и слаборазвитой наземной инфраструктурой, очень подходят боевые самолеты класса легких штурмовиков, очень напоминающие немецкие «штукасы» Ю-87, или советские «летающие танки» Ил-2 времен второй мировой войны.

Оптимальное оружие для реальной войныОптимальное оружие для реальной войны

Предельно лаконичная конструкция этих небольших машин, избавленная от любых излишеств и соответствующая простота в эксплуатации, делает ненужной создание громоздкой и чрезвычайно уязвимой наземной материально- технической базы. А простота обучения пилотов позволяет выпускать их в нужном количестве в кратчайшее время.

И таких современных «штукасов» становится все больше. Вот только несколько примеров. Вооруженные силы Афганистана получили на вооружение легкий штурмовик «Супер Тукано» бразильской конструкции.

Легкие штурмовики Embraer A-29 (EMB-314) Super Tucano ВВС Афганистана
Легкие штурмовики Embraer A-29 (EMB-314) Super Tucano ВВС Афганистана

Армия африканского государства Кении пополнилась двенадцатью американскими легкими штурмовиками Air Tractor AT- 802U. Напомним, что с 2009 года американская компания Air Tractor ведет производство своих легких турбовинтовых противоповстанческих штурмовиков AT-802U, cозданных на основе сельскохозяйственного и противопожарного самолета AT-802. Стартовым заказчиком AT-802U выступило командование специальных операций ОАЭ, получившее с 2010 года 38 таких самолетов.

Турбовинтовой штурмовой самолет Air Tractor AT- 802U
Турбовинтовой штурмовой самолет Air Tractor AT- 802U

Вооруженные силы Турции объявили о создании нового легкого боевого самолета TAI Hurkus-С. На распространенных фотографиях первый образец Hurkus-C изображен с подвешенными двумя четырехзарядными пусковыми установками 70-мм корректируемых ракет Cirit и двумя двухзарядными пусковыми установками ПТУР UMTAS.

Первый опытный образец турецкого турбовинтового легкого боевого самолета TAI Hurkus-С, (с) министерство обороны Турции
Первый опытный образец турецкого турбовинтового легкого боевого самолета TAI Hurkus-С, (с) министерство обороны Турции

Таким образом, общемировой прогресс легкой штурмовой авиации поля боя, оптимальной для условий локальных военных конфликтов полупартизанского типа налицо.

А как обстоит с этим дело в нашем Отечестве? Судя по фактическому итогу, пока не вполне блестяще. Тяжеловесные боевые самолеты для высокотехнологичных войн слишком дороги и непрактичны, чтобы тратить эти штучные изделия для решения специфических задач иррегулярной войны. Замучаешься посылать стратегические бомбардировщики для уничтожения каждого отдельно взятого бункера террористов. А ведь именно это сегодня приходится порой делать в Сирии!

А вот чего-то подобного простеньким, но по-своему весьма эффективным, современным «штукасам» у нас на вооружении пока нет. Конструкторская мысль в этом направлении почти не сориентирована. Те разработки, которые отдаленно напоминают самолеты легкой штурмовой авиации и могли бы стать основой для её создания, рассматриваются, прежде всего, как сугубо учебная техника первой стадии обучения летчиков. К такого рода конструкциям можно отнести проходящий в настоящее время испытания легкий учебный самолет Як-152.

Оптимальное оружие для реальной войны

Согласно требованиям Министерства обороны России, в варианте легкого боевого самолета Як-152 с двигателем сможет нести до 550 кг боевой нагрузки на четырех пилонах. Это могут быть блоки НАР, бомбы, пулеметы или ракеты класса «воздух-воздух».

В стадии испытаний находится и реактивная версия сверхлегкой учебной машины СР-10 разработки ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии».

Оптимальное оружие для реальной войны

Однако и в том и в другом случае сообщений о практических шагах по созданию на базе этих машин российских аналогов современных легких штурмовиков, пригодных для массового выпуска в сложных военных условиях, пока не поступало. А передовая конструкторская мысль, по прежнему, бьется над созданием новейших образцов «легких фронтовых истребителей», взлетный вес которых (25 тонн) равен весу полностью снаряженного стратегического бомбардировщика Б-17 времен второй мировой войны!

 Предположительный вид перспективного легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС) разработки АО «РСК «МиГ» Самолет имеет аэродинамическую схему «утка», его взлетная масса достигает 15 тонн, максимальный взлетный вес составляет – 25 тонн
Предположительный вид перспективного легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС) разработки АО «РСК «МиГ» Самолет имеет аэродинамическую схему «утка», его взлетная масса достигает 15 тонн, максимальный взлетный вес составляет – 25 тонн

Между тем, при наличии более ощутимого продвижения в области создания легкой штурмовой авиации в России, последствия такого прогресса наверняка отразились бы позитивно и на ходе решения тех боевых задач, которые стоят перед российскими Вооруженными силами на Ближнем Востоке. И тех, которые решают вооруженные силы Новороссии на территории свободного от киевского нацизма Донбасса.

Юрий Селиванов