Министр иностранных дел Украины Павел Климкин сообщил о планах Киева открыть т.н. Украинский институт для улучшения имиджа Украины за рубежом.

«Мы проанализировали опыт европейских стран, этот опыт неодинаковый, но каким образом страна может презентовать себя за границей? За последние три года мы проделали грандиозную работу… настало время создать Украинский институт», – заявил Климкин.

Первые филиалы института должны появиться в Европе, Северной Америке и Азии — т.е. в ключевых с геополитической точки зрения регионах планеты.

Вместо борьбы с коррупцией, неонацизмом и разгулом преступности Киев хочет создать учреждение, которое будет всем лгать, что на Украине всё хорошо, реформы движутся полным ходом, а население без ума от президента Порошенко.

Эту идею Украина подсмотрела у других. Но как обезьяна, повторяя движения человека, вносит в эти движения слишком много обезьяньего, так и Украина с самого начала показала узкоэтнические рамки, выше которых т.н. Украинский институт не поднимется. «Опыт европейских стран», на который ссылается Климкин, в перелицовке украинского МИД будет выглядеть мелочно и убого.

Германия открывает по всему миру филиалы Института Гёте, Испания — Института Сервантеса, Китай — Института Конфуция. Акцент делается на культуру, на то, что выше любых национальных предубеждений, ведь в культуре государства раскрывается перед миром его миссия. И только Украина решила в название института обязательно внести четкое указание на этничность — Украинский институт. И точка!

Действительно, чем ещё может Украина заменить эту болезненно понимаемую этничность? Культурой? Но какой? Тарасом Шевченко? Но Кобзарь — это местное светило и явно не дотягивает до уровня Сервантеса, Гёте или Конфуция, которого читают уже 2 тысячи лет.

Кобзаря через несколько десятилетий никто читать не будет. Его и сегодня читают из-под палки. Многократно бывая за границей, я видел переводы на иностранные языки произведений Гёте и Сервантеса, но никогда — Тараса Шевченко. Иностранцам не интересно читать про то, как казак «зареготався та в дуб головою».

Украинская (малороссийская) культура испокон веку была частью общерусской культуры.

Украинскую культуру ещё каких-то сто лет назад называли южно-русскою. Уйдя в самостийное плавание, эта часть общерусской культуры захотела стать больше целого. И обрекла себя на непробиваемую провинциальность.

Разве могла бы историческая Малая Польша (столица — Краков) конкурировать со всей польской культурой в целом, если бы попыталась от неё отделиться и вариться в собственном узкорегиональном соку? Очевидно, что нет, потому что снизились бы эстетические и интеллектуальные горизонты такой самостийной культуры.

То же и с украинской культурой. В ожерелье общерусской культуры она может представлять своеобразное украшение, но не может претендовать на то, чтобы затмевать собой все ожерелье.

Отсутствие масштабной культуры Украинскому институту придётся чем-то компенсировать. И, уверяю вас, он будет компенсировать этот недостаток политикой. Деятельность Украинского института будет политизирована.

Тем более что украинство как таковое политизировать очень просто. Это вам не «Дон Кихот» Сервантеса и не «Фауст» Гёте, где есть место гениальности и нет местечкового политиканства.

Чем сейчас являются уроки украинской литературы в школе и вузах?

Завуалированной под литературу политической пропагандой. И Украинский институт, когда будет знакомить иностранцев с украинской культурой, тоже не избежит политизации. Украинский институт будет клоном Украинского института национальной памяти во главе с пустобрехом Вятровичем.

Мозг Климкина родил необычайно «глубокую» мысль: имидж Украины нужно улучшать.

Немного интеллектуального усилия и он пришёл бы к следующей мысли: кто же этот имидж подпортил так сильно, что нужен целый институт для его спасения?

Вопрос риторический. Никто не сделал Украине столько вреда, сколько сама украинская власть. Именно пропаганда и насаждение украинского национализма в нынешней Украине у поляков, немцев, русских, белорусов ассоциируется с палачами ОУН — УПА и насмешками над святой памятью о Великой Отечественной войне.

Киев же сам хотел, чтобы весь мир узнал про «українських героїв» Бандеру и Шухевича. Мир узнал. И содрогнулся.

Немецкие и испанские футбольные болельщики на мачте 1/8 финала Кубка Германии вывесили плакат «Вышвырните нацистов из футбола!», «Зозуля — убирайся!». Это они так об украинском легионере Романе Зозуле, любящем позировать в шарфике с изображением Бандеры. Хорошо он «улучшает» имидж Украины за рубежом!

Не так давно Киев уже объявлял с помпой об открытии англоязычного телеканала Ukraine Today (UT) для донесения мнения Киева по тем или иным событиям в мире до иностранной аудитории. Через короткое время UT бесславно прекратил существование.

Да и вряд ли он за недолгое время работы смог чем-то помочь имиджу Украины. Первый же неудобный вопрос корреспондентки Russia Today Аниссы Науэй директору UT Татьяне Пушновой во время телемоста заставил последнюю спрятаться за табличкой «Russia Today! Stop lie!» («Россия сегодня! Хватит лгать!») и не отвечать на вопрос. Вот такой культурный уровень украинского зарубежного вещания!

Разрекламированный Климкиным Украинский институт вряд ли будет отличаться в лучшую сторону.

Владислав ГУЛЕВ… | 12.02.2017