Помните старую юмористическую миниатюру Владимира Винокура, где он играет провинциального певца? «Это играть, это не играть, здесь жирное пятно, рыбу заворачивали». Именно она приходит на ум, когда слушаешь украинских политиков и министров, их отсылки к минским соглашениям. Не исключение и объяснения, почему сотни тысяч украинских пенсионеров оказались лишены пенсионного обеспечения.

3 февраля влиятельный украинский еженедельник «Зеркало недели» опубликовалинтервью координатора систем ООН на Украине Нила Уокера, в котором Уокер изложил позицию Организации Объединённых Наций, касающуюся выплат пенсий гражданам Украины, проживающим в Донбассе, и временно перемещённым лицам. «Обычно я правительство не обсуждаю, поскольку считаю, что лучше и эффективнее — работать с ним непосредственно. Но мы, в частности, очень серьёзно обеспокоены и не раз поднимали вопрос по поводу прекращения соцвыплат и пенсий. В некоторых случаях, когда людей исключали из списков выплат, такие действия нарушали даже украинские законы, не говоря уж о международных. И мы настаиваем, что все граждане имеют право на соцвыплаты, независимо от того, где они живут, являются ли пенсионерами или ВПЛ», — заявил он.

Реакция на то, что киевским властям напомнили об их международных обязательствах, не заставила себя ждать. Буквально спустя три дня гневной риторикой в адрес ООН по этому поводу разразился министр социальной политики Украины Андрей Рева, заявивший дословно следующее: «Такого наглого вмешательства во внутренние дела Украины я ещё не видел».

Разумеется, Реве можно было бы поверить, если бы законы не принимались в Раде по звонку из Вашингтона, американские послы не «строили» украинских министров, вице-президенты США не взгромождались во главе стола и не снимали генпрокуроров. И если бы ЕС не диктовал Киеву, какие из брюссельских директив, прошлых и будущих, должны стать украинскими законами, Совет Европы не реформировал парламент, а фонд Сороса не готовил законопроекты вместо депутатов.

Впрочем, трагическое заламывание рук Ревой – не более чем игра на публику. Гораздо любопытнее то, как он объяснял, почему он не исполняет своё обещание тратить 30 млрд. гривен на пенсии для жителей Донбасса. Нет, вовсе не признался в том, что эти деньги потрачены на войну (на 2017 год на неё выделено только ВСУ 67 млрд. гривен). С достойной лучшего применения яростью он объяснял: пункт о выплатах пенсий в минских соглашениях от 12 февраля 2015 года (кстати, тоже являющимся обязательным к исполнению резолюцией СБ ООН) значится под номером восемь, поэтому и будет исполняться только в восьмую очередь.

Правда, украинский министр совсем забыл, что пункт о восстановлении контроля над границей Украины в Донбассе в минских соглашениях и вовсе девятый в списке, но Пётр Порошенко и правительство Украины требуют начать исполнение «Минска-2» именно с него. В общем, всё как у Винокура: здесь играть, здесь не играть, здесь рыбу заворачивали.

Ожидать от украинской власти в отношении людей, по её вине переживших ужасы войны и оказавшихся ненужными своей стране, чего-то иного, кроме озлобленности, которую в полной мере продемонстрировал в эфире радио «Свобода» Андрей Рева, не приходится. И все его апелляции к тому, что на востоке страны идёт война, поэтому Украина не выполняет и не собирается выполнять обязательные для всех требования высшей международной организации, разбиваются вдребезги о простейшее решение: война прекратится, когда украинские каратели прекратят убивать свой народ. Ведь только за 5 февраля они 1229 раз обстреляли территорию ДНР. В том числе 584 раза из оружия, которого не должно быть в зоне соприкосновения. Может, если бы министр соцполитики Украины направил свою злобу за невыполнение пунктов 1 и 2 «Минска-2» на этих нарушителей, уже давно настала бы пора исполнения пункта 8, а ему самому не пришлось бы портить отношения своей страны ещё и с ООН?

Заметим, в феврале Украина председательствует в Совбезе ООН…

Александр Горохов