О том, что Пётр Порошенко является достойным продолжателем дела своего кума Виктора Ющенко в вопросах пустых поездок по свету, известно давно. В последние пару недель он совершенно безрезультатно тратит государственные деньги на свои поездки, делая вид, будто его зарубежные прогулки приносят неимоверную пользу для Украины. Не стал исключением и январский вояж Порошенко в Северную Европу.

Искусство вовремя прогнуться

Визит украинского президента в Таллин овеян ореолом таинственности. Начиная с того, что его повестка дня не очень афишировалась. Эстонские власти дажеотказали проживающему в этой стране правозащитнику Сергею Середенко сообщить программу пребывания Порошенко в Таллине, сославшись на необходимость «обеспечить гостю полный комфорт и безопасность». Столь трепетная забота диктовалась тем, что Середенко намеревался провести акцию протеста против военных преступлений, совершаемых подчинёнными Порошенко в Донбассе.

Впрочем, не все этнические украинцы Эстонии столь несвидомые. Накануне визита украинский посол вручил главе Конгресса украинцев Эстонии Вире Конык, руководителю Украинского культурного центра в Таллине Анатолию Лютюку и журналисту Олегу Самородному медали «25 лет независимости Украины» «за активную волонтёрскую деятельность по защите национальных интересов Украины в условиях продолжающейся агрессии России против Украины».

Но вернёмся к визиту, который практически не заметили местные СМИ. Засекретили его не только от Середенко. Первая официальная информация на сайте украинского посольства появилась лишь накануне прилёта Порошенко. Анонсировалась «встреча с представителями украинской общины», но ни место, ни время её проведения не сообщались. Не было предварительной информации о визите даже в день его прилёта.

Да и сам визит, имеющий высокий статус официального, не оставляет впечатления знаменательного события, кроме, пожалуй, того факта, что до этого Порошенко не приезжал в Прибалтику, хотя два года назад предыдущий эстонский президент звал его в гости. Очень короткая встреча с президентом страны, после которой прошла совместная пресс-конференция, на которой всё шло по накатанной: украинский президент опять строил из себя жертву агрессии и вещал о том, как Украина нуждается в европейской и трансатлантической солидарности. Соответственно, растроганная вниманием к своей «великой державе» с населением почти втрое меньшим, чем в Киеве, Керсти Кальюлайд заявила, что поддержка Украины относится к приоритетам Эстонии, а санкции против России надо сохранить.

Съездил Пётр Алексеевич и в гости к премьер-министру со спикером парламента, которые фактически повторили слова Кальюлайд. В том числе о необходимости Порошенко приналечь на борьбу с коррупцией. Но при этом ни одного договора, соглашения или даже протокола о намерениях стороны не подписали. Что даже для весьма снизившего свой профессионализм из-за притока кадров майдана украинского МИДа является полным провалом. Разумеется, если не считать, что целью порошенковского путешествия были дегустация ликёра «Старый Таллин» или желание «прогнуться» перед руководством карликового государства, которое в этом году будет возглавлять ЕС.

На колени!

Прогулки в Таллин Порошенко показалось мало, и из Эстонии он прямиком направился в Хельсинки.

В отличие от Эстонии посещение Финляндии принесло хоть какой-то дипломатический результат: президенты двух стран подписали Меморандум о сотрудничестве в области энергоэффективности, возобновляемых источников энергии и альтернативного топлива. В дипломатической «табели о рангах международных документов» меморандум имеет самый низкий статус, являясь всего лишь протоколом о намерениях сторон, не несущим никаких юридических обязательств: просто встретились два руководителя, и на память об этой встрече подписали бумагу, в которой зафиксировано, чего они хотели бы, если вдруг до этого когда-нибудь дойдут руки.

Помните, в начале материала был упомянут Ющенко? А если верить высказыванию Чехова про висящее в первом акте ружьё… И это ружьё действительно выстрелило в Хельсинки! Кум Виктора Андреевича, впервые за последние 11 лет ступивший на землю Финляндии, попросил главу парламента этой страны… признать «голодомор» геноцидом украинского народа.

Дальше всё тоже пошло с литературным уклоном. Но ассоциации возникают уже не с Чеховым, а с одной из песен Владимира Высоцкого об одном перебравшем спиртного гражданине: «Я как раненый зверь напоследок чудил: выбил окна и дверь и балкон уронил». И, видимо, действительно в Эстонии накануне не обошлось без забористого ликёра «Старый Таллин».

О пристрастии Порошенко к экстравагантным выходкам на зарубежной публике хорошо известно. Он отметился не только потрясанием российскими паспортами и обломками автобусной обшивки. Вдохновлённый примером туземцев, впервые встретившихся с европейскими солдатами в блестящих мундирах, как-то во время визита в Австралию Пётр Алексеевич бил поклоны выстроенному при встрече с ним почётному караулу. С тех пор его советники подсказали ему, что президенту европейской державы, обладающей «второй по силе армией в Европе», не к лицу гнуть спину перед иностранными солдатами.

Но поскольку в последнее время на Украине возобновился западноукраинский обычай падать на колени перед панами, инофрмагентства были счастливы опубликовать фото в очередной раз стоящего на коленях Порошенко. Теперь – возле могилы Карла Густава Маннергейма.

Желая угодить президенту Финляндии Саули Ниинистё, Порошенко разразился спичем о том, как на Украине популярен финский маршал, в годы Второй мировой войны бывший союзником и даже другом Гитлера. «Вы даже не представляете, насколько маршал Маннергейм в данный момент популярен в Украинском государстве. Так как он образец, – объявил Порошенко. – И украинцы в настоящее время берут [с него] пример».

Столь неприкрытое признание того, что в его стране, как и в Суоми времён Маннергейма, весьма благоволят нацистам (как и в гитлеровской Германии, в то время официальным символом у финских военных была свастика), очень смутилаНиинистё. Но не Порошенко, ещё долго потом рассказывавшего про великую дружбу украинцев с финнами, ради которой Финляндия «должна поддержать независимость Украинского государства, так как это будет превосходно для Финляндии».

Разумеется, Порошенко пытался провести параллели с «зимней войной» 1939-1940 гг., но после Второй мировой народ Финляндии набрался мужества и восстановил не просто нормальные, а дружеские отношения с Россией, и на активной торговле с СССР и РФ добился такого благосостояния, которого украинцы, избравшие Порошенко, не добьются ещё много десятилетий. Мало того, простые финны активно выступают за отмену антироссийских санкций, сохранения которых требовал «президент мира».

Что ищешь ты в стране далёкой?

Разумеется, ни протокольные слова благодарности Порошенко за поддержку борьбы за независимость Украины, ни просьбы вставлять палки в колёса строительству «Северного потока-2», ни камлания по поводу «гибридной войны России против Украины», ни прочие протокольные любезности не могли быть поводом для его поездки в Финляндию через Эстонию. Тогда что толкнуло его отправиться в столь дорогостоящее, но совершенно безрезультатное путешествие?

Если отбросить мысль о продолжении ющенковской практики «политического туризма», то на ум напрашивается только одно. Лишившись после избрания Дональда Трампа покровителя в лице США, Пётр Порошенко чувствует, что ему надолго в президентском кресле не удержаться. А поскольку в Ростове его ждёт вовсе не спокойная жизнь, как у его предшественника, а суд за военные преступления, то неплохо было бы подумать о тёпленьком местечке, откуда его не выдадут Следственному комитету России или украинской Генпрокуратуре.

Тем более в последние дни в СМИ стали мелькать сообщения о попытках Порошенко наладить неофициальные контакты с двумя администрациями президентов, российского и американского, для получения каких-то гарантий. Видимо, пока эти попытки не очень успешные.

Отсюда и совершенно нелогичные, бессмысленные поездки в Швейцарию, Эстонию и Финляндию. Но это просто попытка найти хоть какое-то логическое объяснение нелогичным действиям. Возможно, это не последние из подобных визитов. Вот и 30 января полетит в Берлин. После того, как состоятся телефонные переговоры Трампа, Олланда, Меркель, Путина…

Александр МОСКАЛЬ | 28.01.2017