Сенатор Елена Мизулина о попытке создания базы данных «Контингент обучающихся» …

 

В самом конце прошлого года Президент РФ Владимир Путин сделал всем российским родителям очень ценный подарок — отклонил закон, предусматривающий создание электронной базы данных «Контингент обучающихся», за который ранее в едином порыве проголосовали и Дума и Совет Федерации. Полное его название — закон № 1048557-6 «О внесении изменений в статьи 15 и 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ «Об образовании в РФ» (о создании государственной системы «Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам». Глава государства тем самым встал на сторону родительской общественности. Последняя, едва Правительство анонсировало создание этого, иначе не назовешь, электронного концлагеря, забила тревогу. И, как водится, небезосновательно. И в мой адрес и в адрес родительских организаций поступило огромное количество обращений обеспокоенных родителей. Закон по сути своей является антиконституционным и антисемейным.
В соответствии с законопроектом, в России должны были появиться федеральная и региональные электронные базы, названные «Контингентом обучающихся», куда, подчеркну, без ведома родителей планировали заносить любые данные о ребенке с момента его рождения. Предполагалось появление некого обязательного электронного досье на каждого российского ребенка. В него хотели заносить очень широкий перечень данных: об успеваемости ребенка, его активности, здоровье, о родителях, ситуации в семье. Создаваться этот перечень сведений должен был без согласия и уведомления родителей. Впоследствии доступ к этим сведениям мог бы иметь кто угодно, кроме родителей ребенка.
Я убеждена, что вступление в силу подобного закона в очередной раз остро поставило бы вопрос о существовании ювенальной юстиции в России. Само появление такой инициативы вновь демонстрирует недоверие родителям и вновь допускает ничем не обоснованное вторжение в семью, в личную жизнь человека.
Указывалось, что Правительство и регионы наделяются неограниченным правом определять перечень частной информации о ребенке и семье, который подлежал бы обязательному включению в электронную базу данных «Контингент» и был бы доступен разным «органам и организациям». При этом гарантий, что эта частная информация о ребенке не попадет в руки недобросовестных лиц, никто не давал.
«Законопроект о «Контингенте обучающихся» направлен на создание единой электронной базы данных о детях (с рождения), а также об их семьях, – обеспокоена эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи в С-Петербурге и Ленобласти, к.ю.н. Анна Швабауэр. – Эта система объединит разнородную частную информацию (об учебе, о здоровье и т.п.), что противоречит закону о персональных данных (ч. 3 ст. 5) и подрывает неприкосновенность частной жизни. «Контингент» – подарок для ювеналов, которые получат базу для вмешательства в семьи. Кроме того, учитывая низкий уровень защищенности наших электронных баз (а это подтверждает Доктрина информационной безопасности), данные из «Контингента» окажутся в руках недоброжелателей России, что создает угрозу нацбезопасности. Считаем, законопроект должен быть отвергнут».
С ней полностью согласна руководитель общественного центра по защите традиционных семейных ценностей «Иван чай» Элина Жгутова: «Это антиконституционный закон. Все опасения общественности небезосновательны. Это неприкрытый тотальный контроль за нашими семьями. Никаких гарантий, что база не будет использоваться против ребёнка и семьи, нет. У нас очень много людей, которые используют информацию о детях совершенно не с благой целью. Зачем сейчас давать этим людям дополнительные возможности? Это преступление против государства».
Закон грубо нарушает конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. При этом он передает все регулирующие полномочия Правительству, точнее, федеральным органам исполнительной власти. Во-вторых, закон ставит каждого россиянина перед выбором между конституционным правом на неприкосновенность частной жизни и конституционным правом на образование ребенка. Если родитель выбирает второе, то он вынужден будет смириться с грубым вторжением в личную жизнь его ребенка и всей семьи. В противном случае, ему придется изыскивать возможность обучать своего ребенка вне государственной системы образования, что, в свою очередь, может повлечь, например, отобрание ребенка из семьи, потому что это будет расценено как ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей.
Мизулина Елена Борисовна, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ