Не успели улечься страсти по поводу передачи Исаакиевского собора Петербурга в пользование Русской православной церкви, как на берегах Черного моря грянул новый всероссийский скандал. Крымская епархия собралась забрать под свое ведение федеральный заповедник «Херсонес Таврический». Сегодня севастопольский конфликт вынуждены комментировать в Кремле.
Херсонес – музей Крыма № 1, визитная карточка исторической науки Севастополя, научно-исследовательское учреждение с мировым именем. Два тысячелетия этот город-полис являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья. Одни за другими сменялись тут древние греки, римляне и византийцы, оставляя богатейшие культурно-археологические пласты.
Минувшей осенью ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» поставил небывалый рекорд. 30 сентября счет посетителей перевалил за миллион с начала года. Миллионным юбилейным экскурсантом стала туристка из Москвы Ксения Литвинчук. Для сравнения, за весь 2015-й Херсонес посетили меньше полумиллиона гостей. В украинские времена бывало максимум 350-400 тысяч человек.
Напомним, Херсонес Таврический — или, как его называли наши предки-русичи, Корсунь — основан греческими колонистами более 2.5 тысяч лет назад. Сначала это был свободный античный полис. Позже попал под контроль Боспорского царства, Римской Империи и Византии.
С возникновением христианства город становится одним из главных центров распространения новой религии в Северном Причерноморье. Согласно преданию, учение Христа сюда принес апостол Андрей Первозванный во время своего путешествия в Скифию. Именно в Херсонес сослали Климента — одного из первых римских пап. В ссылке св.Климент не прекращал проповедовать и многих обратил в новую веру, за что, по приказу императора Траяна, был утоплен с якорем на шее у каменоломен севастопольского Инкермана.
История Херсонеса неразрывно связана с именами славянских просветителей, святых Кирилла и Мефодия. В общем, вера и история неразрывно переплетены на руинах древнего городища. Здесь крестился Святой князь Владимир. Как известно, на территории заповедник действует знаменитый Владимирский собор. Разрушенный немецкими бомбами, собор был восстановлен под личным патронатом президента Украины Леонида Кучмы.
Еще в декабре 2014-го Владимир Путин в своем ежегодном послании заявил, что духовные «скрепы» России надо искать в Херсонесе. Прошлым летом на сайте президента РФ появилось сообщение, что заповедник «Херсонес Таврический» внесен в список особо ценных объектов культурного наследия и передан в федеральную собственность.
Юридическое оформление этого распоряжения должен был обеспечить севастопольский экс-губернатор Сергей Меняйло. По воле вице-адмирала запаса директором музея назначили Благочинного Севастопольского округа протоиерея Сергия Халюту. Однако музейщики обвинили протоиерея в полном отсутствии научного опыта и фактически отказались подчиняться новому директору.
Уже через неделю после назначения разбирать громкий конфликт лично прибыл в Севастополь министр культуры Владимир Мединский. Чиновник отметил, что «отец Сергий любезно согласился отойти в сторону» и объявил об его отставке под аплодисменты коллектива заповедника. Хотя оказалось, что святой отец отошел в сторону совсем ненадолго.
— Передача объектов Херсонеса Таврического церкви поможет начать процесс подлинного развития музея-заповедника, – утверждает сегодня Благочинный Севастопольского округа Сергий Халюта, комментируя вопрос передачи Крымской и Симферопольской епархии 24-х главных музейных объектов. Фактически речь идет о территории всей Херсонесской хоры.
«Мы подготавливаем документы для того, чтобы исполнить закон 327 от 11 ноября 2010 года «О передаче церковной собственности, которая находится в государственной или муниципальной собственности». То есть сегодня Симферопольская и Крымская епархия исполняет закон Российской Федерации», — пояснил позицию епархии протоиерей Халюта.
В Благочинии настаивают, что все здания и сооружения, которые сегодня находятся на территории Херсонеса, – это строения бывшего Владимирского мужского монастыря. По мнению крымского клира, государство должно позаботиться о строительстве нового современного музейного комплекса для размещения экспонатов Херсонеса Таврического.
Как сообщил публике о.Сергий, сейчас ценные экспонаты музея находятся в подвале монастыря, не приспособленного для этого. А для верующих – нахождение в помещениях храма экспозиций является актом святотатства:
— Поэтому нужно спокойно, без конфликтов постепенно идти к пониманию того, что Богу нужно вернуть Богово, а Кесарю вернуть кесарево. Мы обязаны исполнять закон. Наше обращение, может быть, поможет Министерству культуры Российской Федерации…
Севастопольским журналистам удалось выяснить, что первая официальная заявка с просьбой безвозмездно передать Симферопольской и Крымской епархии основные объекты государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонес Таврический поступила в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом России еще в ноябре 2016 года. Тогда Росимущество заявку отклонило – по формальным признакам. Министерства культуры также огласило свою позицию: подобное решение нанесет вред уникальному памятнику истории и культуры.
И вот теперь претензии церкви оглашены громко и публично. Осведомленные источники утверждают, что нынешняя заявка на возвращение Херсонеса под мужской монастырь Святого Владимира фактически принята.
24 объекта заповедника — по сути, это весь музейный комплекс. «Надо понимать, что в тех зданиях, на которые претендует Симферопольская епархия, находятся экспозиционные площади музея, фонды хранилища, реставрационные мастерские. Если решение о возрождении бывшего Херсонесского Владимирского мужского монастыря будет принято, вся административная, хозяйственная и культурная деятельность музея-заповедника станет невозможной», — говорит его директор Светлана Мельникова.
Херсонесский монастырь во имя св. Равноапостольного князя Владимира как юридическое лицо прекратил своё существование в 1927 году. Впрочем, большевики были не первыми, кто покусился на монастырскую вотчину ради исторической науки.
Конфликт между церковью и ученым сообществом тянется уже столетие, напомнил депутат законодательного собрания Севастополя Вячеслав Горелов. Ровно век назад, на стыке 1916 и 1917 годов, приоритет был отдан Академии наук Российской Империи, и территория, прилегающая Владимирскому собору, перешла в пользование ученым.
Служители церкви и музейные работники занимаются одним делом – духовно-нравственным воспитанием людей, и это та платформа, на которой и надо искать пути взаимопонимания, убежден депутат Горелов. Необходим диалог, который можно провести на площадке наблюдательного совета, созданного при музее-заповеднике, и найти неконфликтный способ решения этого вопроса.
Такую позицию поддерживает нынешний врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников: «Видимо, все стороны будут садиться за стол переговоров, на которых можно будет принимать соответствующие решения».
Пока город русской славы рассуждает о диалоге, руководство музея реально опасается нового решения Росимущества в пользу монастыря. Вот продолжение эмоционального монолога директора Светланы Мельниковой:
— После нынешнего обращения церкви встает вопрос: а куда переезжать нашему музею-заповеднику? Во-первых, должно быть специализированное здание, которое позволит перенести туда все службы музея-заповедника. А во-вторых, надо помнить о том, что Херсонесский музей-заповедник является особо ценным объектом культуры Российской Федерации. И не просто особо ценным объектом, а еще объектом, который включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это уникальный археологический комплекс, которым гордится Россия, как Италия гордится Помпеями.
По мнению севастопольского сенатора Ольги Тимофеевой, подобный конфликт крайне нежелателен сейчас, когда Украина добивается включения Херсонеса Таврического в «черный список» ЮНЕСКО. Это позволит не возвращать Крыму ценнейшую коллекцию скифского золота. В данной ситуации необходимы тщательные консультации с российским МИДом, подчеркивает сенатор Тимофеева.
…Кремлю пока не известны подробности просьбы Симферопольской и Крымской епархии передать ей «Херсонес Таврический». Об этом сообщил пресс–секретарь Президента РФ Дмитрий Песков.
Песков добавил, что говорить об общем подходе к этому вопросу нельзя, поскольку «речь идёт о целесообразности, которая обсуждается в каждом конкретном случае».
В тоже время, передача объектов «Херсонеса Таврического» епархии возможна, если заповеднику предварительно предоставят равноценные здания – такова нынешняя позиция Министерства культуры России. Там весьма туманно пояснили, мол, «при рассмотрении обращений религиозных организаций необходимым условием является соблюдение законных прав и интересов правообладателей имущества религиозного назначения».
Я близко с этим музейным комплексом не знаком — просто потому что в Крыму никогда не был. Но для крымчан и более сведущих и грамотных, чем я людей, наверное это конечно шок. А судя по тому, что название на слуху, впитано так сказать в кровь с детства — комплекс видимо знаковый, исторический.
А в Исаакии, со временем конечно экспозицию поделят. Из 30 тысяч экспонатов ненужных церкви музейщикам выделят какую-нибудь хрущовку — поместят там остатки. (Судя по статье — в Херсонесе подобная ситуация)
То есть продолжаем старую песню атеистов и либералов: в Церкви вандалы, которые подобно ИГИЛ в Пальмире, уничтожают ценные культурные ценности.
Все увещевания оказались бессмысленны.
Из 30 тысяч экспонатов ненужных церкви музейщикам выделят какую-нибудь хрущовку — поместят там остатки.
Вы можете внятно аргументировать свои обвинения. Какие фактические основания у Вас утверждать такие вещи, порочащие РПЦ?
В противном случае это банальная клевета за которую придется отвечать.
На поверку выходит, если смотреть внимательно, как вандалы к экспонатам относится администрация музей, который еще не передан Церкви:
«Как сообщил публике о.Сергий, сейчас ценные экспонаты музея находятся в подвале монастыря, не приспособленного для этого.»
Опять же, чья вина в том, что,как Вы утверждаете: ненужных церкви музейщикам выделят какую-нибудь хрущовку?
Очевидно, что это забота государства, а не Церкви — обеспечить надлежащее хранение музейных ценностей. И вообще сделать переезд музея наиболее безболезненным и не позволять безответственным болтунам обвинять Церковь в просчетах и безответственности музейщиков и минкульта.
Я понятия не имею в каком состоянии находится музей в Херсонесе. Очень даже может быть и в плачевном. Может, в этом случае передача будет спасением (если эти экспонаты им нужны, конечно).
А про Исаакий и так понятно. Иконы, роспись, большинство скульптур — останутся. Но это ведь далеко не всё. Есть предметы не относящиеся к культовым, а возможно даже считающиеся атеистическими (значит — вредоносными) — классический пример — маятник Фуко. Не выбрасывать же их?
То есть Вы предполагаете, что маятник Фуко хотят «поместить в хрущевку»?! Вы откуда вообще такую дичь взяли — про хрущевку? И кто будет распихивать музейные экспонаты — Церковь? Может быть все-таки собственник — государство? Это ведь его забота — выполнение его закона о передаче собственности собственникам.
Вы вообще понимаете, что, когда пишете такие необдуманные комментарии, то занимаетесь распространением клеветы в адрес Церкви? Ведь по-Вашему виновата Церковь, которая просит ликвидировать созданную Октябрьским переворотом несправедливость.
Не логичнее общественникам Вашего типа было бы потратить энергию на то, чтобы обязать чиновников обеспечить сохранность госсобственности, а не поддерживать антицерковную истерию все этими «это конечно шок», «поделят», «поместят в хрущевку» и т.п. пассажами?
Но нет — упорно травят Церковь, слаженно и планомерно.
Вы вот возмущались, что таких скопом записывают в атеисты, либералы и вообще замечают, что среди них превалируют представители «малого народца» по Шафаревичу.
Но ведь это настолько очевидно, что даже политики начали называть вещи своими именами. Я имею ввиду Толстого. Его, конечно же, начнут травить — уже начали. Но он ведь говорит очевидные вещи. Многим, только не Вам.
Ясное дело, что маятник Фуко нигде не применим. Положат в запасники. (Хотя, как научное доказательство, эксперимент, он весьма интересен и нагляден, жаль (разумеется, только лишь как доказательство вращения Земли — этого ведь не будете отрицать? — обычная баллистика — ракеты по этой науке летают — очень серьезная, точная наука) Тут, впрочем, виновных нет (попробуй, найди ещё такое высокое незадействованное по высоте здание!). Хрущёвка — конечно утрирование — ну, другое, весьма тривиальное в отличие от уникального по своей архитектуре храма помещение. Разумеется, сохранность экспонатов (тех, которые не будут востребованы и на которые никто не будет как минимум претендовать) — забота государства, и в лице его — кровная забота музейщиков.
Что касается Исаакия — после просмотра передачи Соловьева (с таким же составом «малого народа», но далеко не на позициях Шендеровича) на эту тему, — я всё понял и сдался. И говорю уже не о целостности коллекции, а только о том, что будет невостребовано. Впрочем, и это уже не так актуально. Не так давно прочитал одну умную фразу на сайте создателя Дома коллекционеров в Екатеринбурге, где он приглашал тех, у кого есть уникальные коллекции выставить их в специально построенном доме, приглашал продать, подарить их для этого дома целиком. В строках его обращения была фраза, которая врезалась в память, т.к. созвучна со сходными личными проблемами, своим и моего отца творческим наследием: «Мы знаем, как трепетно относятся коллекционеры к своим коллекциям, как тяжело им, когда коллекция (чего бы ни было!) дробится на части.
Ничего голословно-обвинительного я не пишу. Только то, что на поверхности, явное. Можно было бы уже и закрыть эту тему (мне передачи Соловьева хватило — вы её кажется не выкладывали — может просто упустили). Так, как, говорится — после драки кулаками не машут. Это материал по Херсонесу сподвиг, разбередил. А про него я уже написал — не знаю. Может и во благо — и сохранению старины, и церкви и музею.
И еще, что касается обвинений: принципы неподсудности мы уже проходили — в том же СССР. На определенном уровне высоты должностного лица включались определённые «рычаги», которые полностью отключали принципы критики (да и сейчас это пытаются делать, только плохо получается). И чем выше было должностное лицо — тем эти рычаги работали сильнее. А уж, скажем, критиковать первое лицо государства — это фактически приравнивалось к измене, предательству и шпионажу — последствия были бы неотвратимы. А служители церкви, (не по моему определению кстати) — точно наверное не смогу воспроизвести «лишь люди», ничто человеческое им не чуждо. Люди, со своими слабостями и пороками (Или это только когда надо?) Вполне можно провести параллель и приравнять высокопоставленного чиновника, владеющего и вершащего судьбами многих людей к такого же плана работе церкви на духовном фронте.
Что касается личности и ведущего Толстого: очень уважаю.
Совершенно не хотел бы никого обижать однако из головы не уходят образы. Помните как-то сектанты на сайт писали? И вы дали им весьма точное определение «нормальный сектант». Т.е. — пока ты с ними — милый, добрый ласковый. Но попробуй встать против — какой шквал эмоций и противодействия! Дальше не очень хочется эту тему развивать — но, как вы считаете — человек, уверенный в своей правоте — будет так реагировать? На мой взгляд спокойный, аргументированный подход, парирование и подкрепленная, весомая уверенность в своей правоте — лучший способ приобретения сторонников. Иначе — получаешь обратный результат.
Как это нет виноватых?
А это разве не те, которые делали из Дома молитвы и Бога вертеп — все эти овощебазы, кинотеатры, музеи и даже отхожие места?
Разве нет виноватых в том, что они объявили служителей Церкви и Бога «эксплуататорами, мироедами, обманщиками», которые «паразитируют» на народе и поэтому подлежат уничтожению, а Церковь — отделению от государства? Разве это все не прямой результат их деятельности, плоды которой мы расхлебываем, в том числе и в этих раздуваемых случаях?
Разве поименно не известно, кто в это всем виноват?
По-моему очень хорошо известно. Ведь это все было по меркам истории только вчера.
Да вы не так поняли. Я про невиноватых только на счёт маятника, что его всё-равно повесить некуда.
А по-глобальному — я, что, разве сторонник разорения церквей произошедшее в начале века? — Нет конечно. И полностью осуждаю эти деяния.
И, разумеется, — за восстановление справедливости, компенсацию, возврат и даже помощь в восстановлении.
Но, как видите, не без исключений.
Скажем — по Исаакию, — предпочел бы, чтобы государство компенсировало его по-другому — лучше бы пару десятков новых церквей построило.
Исаакий жил почти век, процветая и совсем другой и весьма успешной жизнью на благо многих людей, включая верующих.
Точно так же я категорически был бы против той же гипотетической передачи всего или хотя бы части Зимнего скажем тому же Дмитрию Романову. Хотя, если строго говорить он вполне может иметь такие притязания. И материальные компенсации и за убийство родни и т.д. При желании можно найти много юридических аргументов за это. И, если это нереально, то только совсем по другим, далеко не юридическим причинам. А именно примерно по тем же, на которых базируется и моё мнение, но в этом, конкретном случае разделяемое подавляющим большинством людей.