Украинский политолог Алексей Хоменко в интервью нашему изданию констатирует, что нынешнее население Галичины и Волыни, увы, считает этнические чистки времен Второй мировой борьбой позитивным явлением

 

В начале этой недели стало известно, что в Галичине был взорван памятник полякам, жертвам этнических чисток времен Второй Мировой войны, проживавшим в Гуте Пеняцкая. Из тысячи поляков, проживавших в этом селе, удалось выжить только 50. Остальные были сожжены в костеле и своим домах военными из дивизии СС «Галичина» и боевиками УПА (структуры запрещённые в РФ — ред.).

На месте трагедии в 2005 году при Викторе Ющенко был открыт памятник, который и был сейчас взорван, а уцелевшие фрагменты от него раскрашены рунами СС и в цвета украинского флага.

— Украина и Польша на официальном уровне вроде как примирились еще во времена Кучмы и Ющенко. А произошло ли это примирение на уровне рядовых граждан?

— В реальности существует проблема примирения между поляками и жителями Западной Украины, точнее — Волыни и Галичины. Жители и политики остальной Украины просто не понимают, в чем суть конфликта между западноукраинцами и поляками. Для киевлянина или жителя Сумщины Волынская резня — всего лишь страницы из новых учебников истории, тогда как в Галичине и Волыни еще живы свидетели этих событий.

Поэтому «примирение» времен Ющенко произошло на условиях Польши. «Меч-щербец короля Болеслава» на мемориале «польских орлят» во Львове — это на самом деле символ взятия поляками Киева во времена раннего Средневековья. Да и «орлята» погибли в 1918-м, «освобождая» Львов от ЗУНР. В Галичине и Волыни действия тогдашнего президента были восприняты как надругательство над памятью своих жертв и героев, да и унижение украинского государства.

Настоящее примирение возможно только после того, как киевские власти признают политику «пацификации» Галичины и Волыни в межвоенный период геноцидом западноукраинцев, а с другой стороны — возьмут на себя ответственность за геноцид польского населения силами ОУН-УПА — ведь наследниками именно этих структур нынешняя власть себя позиционирует. Только после этого, по моему мнению, можно начинать процесс примирения с Польшей по принципу «прощаем и просим прощения».

— Кто мог, по вашему мнению, взорвать памятник жертвам этническим чисткам в Гуте Пеняцкой?

— В вопросе уничтожения памятника в Гуте Пеняцкой следует четко разделять исполнителей и организаторов. Исполнителями вполне могли быть местные радикалы из «Свободы» (которые неоднократно протестовали против установки памятника), или их единомышленники из «Правого сектора» (структура запрещена в РФ – ред.) или «Азова».

А вот организаторы явно имеют хорошую взрывотехническую подготовку — центральная фигура памятника (крест) уничтожена полностью, при этом взрыва в селе неподалеку никто не слышал. Учитывая тотальный контроль СБУ над ситуацией в Западной Украине, это, по моему мнению, были специалисты именно из этой организации.

Собственно, подрывники могли особо не прятаться — к сожалению, большинство западноукраинцев настроены весьма ксенофобски. Они до сих пор считают Волынскую резню и послевоенную высылку поляков из Западной Украины позитивными для себя явлениями, освободившими Волынь и Галичину от «колонизаторов». Конечно, публично такое мнение никто не высказывает, все как один твердят о «московских провокаторах».

— Как на Западной Украине относятся к требованию польского правительства к официальному Киеву не отмечать на государственном уровне 75-летие создания УПА (структура запрещена в РФ – ред.)?

— В нынешней Украине в целом, и в западной в частности, массово и публично начинают к чему-либо «относиться» только после отмашки с Банковой, которая тотально контролирует информационную политику страны.

Поскольку упомянутый польский ультиматум относительно УПА — очередной признак провала внешней политики Порошенко, о нем рейтинговые СМИ практически не сообщали, и сейчас Киев продолжает делать вид, что ничего не произошло.

Если власть Порошенко просуществует до октября 2017-го, думаю, что празднование 75-й годовщины создания УПА пройдет без особого размаха. Может, кому-то из историков даже позволят вспомнить, что дата «создания УПА» не имеет ничего общего с реальной историей, и выдумана группой Бандеры в конце 1940-х годов в Мюнхене.

— Почему Польша, по вашему мнению, так активно вовлечена в украинскую повестку?

— Большинство польских политиков на полном серьезе считает, что Польша должна нести Украине «свет европейской цивилизации», и даже отдельные «либеральные интеллектуалы» высказываются в этом духе.

Это накладывается на традиционные антироссийские настроения — вспомните недавние высказывания министра обороны Польши.

Однако вести войну против России в Варшаве предпочитают чужими руками, и пока ограничиваются несколькими сотнями инструкторов, большинство из которых находятся даже не на Донбассе, а на Яворовском полигоне, давно де-факто превращенном в базу НАТО.

Стоит отметить, что Польша и до вооруженного переворота в 2014-м весьма активно пыталась проводить экспансию в Украине, но тогда аргументация была несколько другой.

Во-первых, поляки пытались получить чисто экономические дивиденды от этой экспансии, а во-вторых — стать главными распределяющим помощи ЕС Киеву. Однако ныне эти причины отошли на задний план — в связи с крахом украинской экономики и усталостью Брюсселя от Украины.

— Вообще, каково культурное и историческое значение Польши для Волыни и Галичины? Каково отношение нынешних западных украинцев к Польше? Почему некоторые западные украинцы с пиететом относятся к «бабушке Австрии», но плохо к Речи Посполитой?

— Если коротко, то Галичина была под властью Кракова и Варшавы почти 600 лет, Волынь — более 300, то есть Польша значительной мерой определила ситуацию в этих землях.

Естественно, у Волыни много особенностей, поскольку она вошла в состав Польши позже (и не напрямую, а как часть Великого княжества Литовского), потом была частью Российской империи, а после Первой мировой войны Польша относилась к ней практически как колонии.

Отношение западноукраинцев к Польше сложно оценить однозначно, оно зависит от прошлого конкретных семей. Кто-то помнит бабушкину землю или дедушкин бизнес, а кто-то — родственников, арестованных польской полицией или даже заточенных в концлагерь «Береза Картузская».

Самое главное — люди, помнящие межвоенную Польшу, еще живы, в отличие от тех, кто помнит родственников, отправленных австро-венгерскими властями в концлагерь «Талергоф». Кроме того, Австро-Венгрия была не просто более либеральным государством, чем Речь Посполита времен Пилсудского, но и оставила в Галичине куда больше как культурно-исторических, так и чисто инфраструктурных памятников — дороги, в том числе железные, мосты, водопровод и т.п.

— У старшего поколения западных украинцев, кому довелось пожить при Польше, была ли в советские времена ностальгия по тем временам?

— Лучше всего на этот вопрос ответить анекдотом. Итак, вступает западноукраинец в КПСС, его спрашивают — что такое капитализм? Дядька отвечает: «Это очень плохой строй, человек сидит без работы, есть-пить нечего, жена ругает, дети плачут…».

Бюро довольно, следующий вопрос — что такое социализм? Дядька без запинки: «Это значительно лучше, чем при капитализме, у всех есть работа, на выходных есть за что выпить…».

«Хорошо, — говорит секретарь парткома, — а что такое коммунизм?».

Дядька закатывает глаза вверх: «Ооо, прОшу пана, это почти как при Польше!»

Беседовал Александр Чаленко, Украина.ру