25-я годовщина ликвидации СССР заставила нас задуматься над прошлым. Дискуссия о потерях и приобретениях за эти годы не будет полной, если мы не покажем на конкретных фактах произошедшие изменения в жизни. Одним из таких классических примеров является Харьков. Глубина исторической трагедии и тяжесть содеянного преступления проявляется в своем истинном свете именно на таких примерах.

* * *

На момент распада СССР Харьков был одним из главных промышленных и научных центров огромной страны. На его долю приходилось 15% всех выпущенных в СССР тракторов, 60% дизелей для магистральных тепловозов, 20% крупных электромашин, 33% паровых турбин и много чего другого. Авиастроение, космос, ВПК, электроника были для Харькова, что называется, визитной карточкой. Теперь об этом можно только вспоминать.

Безумный разрыв экономических и хозяйственных связей с бывшими братскими республиками, в первую очередь с Российской Федерацией, в один миг все это сделал невостребованным. Сотни тысяч рабочих, десятки тысяч инженеров и сотрудников НИИ стали лишними для «незалежной». Харьковщина, по разным подсчетам, из-за данной экономической политики потеряла около двух тысяч субъектов хозяйственной деятельности. Оказались невостребованными многие приборо- и машиностроительные предприятия.

На заводе им. Шевченко перестали производить известные на всю страну магнитофоны «Романтика». Канули в лету и харьковские фотоаппараты «ФЭД». Были разрушены такие флагманы советской промышленности, как Харьковский завод тракторных самоходных шасси, легендарный «Серп и Молот», завод «Кондиционер», оборудовавший вентиляцией все метрополитены страны, Харьковский завод тракторных двигателей, завод «Электроаппаратура», Харьковский домостроительный комбинат № 1, Купянский литейный завод, Первомайский «Химпром» и др.

Объемы производства сохранившихся машиностроительных предприятий сократились в десятки раз, бесследно исчезли многие институты и КБ, опустели сотни цехов.

Остатки завода «Серп и Молот»

Купянский литейный завод

Деклассирование трудящихся приобрело катастрофические масштабы: на уцелевших заводах осталось работать от 3 до 5 тысяч сотрудников. При этом инженерный и конструкторский костяк состоит из специалистов, получивших образование и бесценный опыт еще в советские времена. Через десять лет заменить их будет некем.

За эти же годы численность населения Харькова уменьшилась почти на 200 тыс. человек и продолжает сокращаться. Притом что в город все эти годы за поиском лучшей жизни постоянно ехало сельское население.

* * *

Промышленная деградация с приходом проамериканского режима набрала новые обороты. Под угрозой уничтожения оказались завод им. Шевченко, Харьковский авиационный завод, Харьковский электромеханический завод, «Турбоатом», Изюмский тепловозо-ремонтный завод и многие другие.

Каждый харьковский завод имеет свою уникальную историю. К примеру, в начале прошлого века по личному поручению Ленина на Харьковском паровозостроительном заводе (нынешний завод им. В.А. Малышева) вел свою революционную работу легендарный Артем. Именно здесь разработали и запустили в серийное производство победный танк Т-34.

Харьковский авиазавод был одним из ведущих предприятий советского авиапрома. Здесь выпускались пассажирские, транспортные, военные самолёты и крылатые ракеты. Совместно с киевским «Авиантом» в 80-е завод ежегодно выпускал сотни машин. В те годы как раз были запущены в серию непревзойденные пока в своем классе Ан-72 и Ан-74. Но уже в 90-х авиастроителям пришлось перейти на выпуск знаковых для своего времени «кравчучек», детских санок и различного огородного инвентаря.

Выпуск даже одного самолета стал проблемой, растянувшейся на годы. Завод то и дело простаивает, а рабочие регулярно пикетируют свою администрацию с требованием выплаты многомесячной задолженности по зарплате. А с переводом ХАЗ в состав ГК «Укроборонпром» серийное производство самолетов в Харькове, похоже, будет прекращено окончательно. Оставшиеся мощности завода переводят на изготовление деталей и агрегатов для нужд карательной операции в Донбассе. При этом ХАЗ даже не включили в очередную правительственную программу возрождения украинского авиапрома.

Бывший цех завода им. В.А. Малышева

В советские времена сотрудники завода им. В.А. Малышева могли собрать сотню танков всего за месяц. Сейчас 49 машин не могут сделать за три года, выполняя таиландский контракт. В 1991 году завод выпустил восемьсот машин, подавляющее большинство из которых Т-80УД. Эта цифра останется рекордной на всю оставшуюся жизнь предприятия. За все годы «незалежности» только пакистанский контракт в 90-х вывел предприятие на показатели 100 танков в год. Потом завод постоянно снижал свои производственные объемы, терял кадры, распродавал свои помещения в счет образовавшихся долгов.

В 2000-х были проданы цех № 175, в котором собирали ходовые танка Т-80, клуб «Юность». Главный магазин завода отдали под склады супермаркету «Рост». Здание бывшего учебного корпуса отошло Харьковоблэнерго. Городу отошла заводская поликлиника. Со скандалом распрощались малышевцы с ДК «Металист», возведенный в свое время за счет личных пожертвований заводчан. Из 32 заводских столовых осталось всего две, а из 800 сотрудников фабрики-кухни работает сейчас всего 30 человек. Вот она истинная «забота» о трудящихся!

В 2000-х состояние завода стало крайне тяжелым, заработную плату стали задерживать годами. Все это неминуемо отобразилось на кадровом потенциале предприятия. Завод уже не мог выполнять в нужные сроки контракты. Так, в декабре 2009 года был заключён контракт на поставку в Ирак 420 БТР-4 на общую сумму $457,5 млн. Уже поставка первой партии из 26 БТР закончилась срывом сроков и возвратом нескольких машин с выявленными дефектами. Размер штрафных санкций с иракской стороны составил $3 млн. В 2011 году был подписан контракт на поставку 49 танков «Оплот» в Таиланд на сумму свыше $200 млн. Производство первых пяти танков было завершено только в октябре 2013 года. Заказ полностью не выполнили до сих пор.

Аналогичная ситуация с ХТЗ. В 80-е годы выпуск продукции составлял до 50 тысяч тракторов в год. Завод поставлял тракторы в 36 стран мира. В середине 2000-х завод едва вытягивал на уровень 2,5 тыс. тракторов. А в 2015-м завод произвел только 1600 тракторов. При этом основным покупателем продукции завода является Россия. Для Украины с её перспективными черноземами отечественные сельхозмашины оказались не нужны.

Все это время завод не раз менял собственника, но ситуация кардинально не менялась. Предприятие находится в состоянии перманентной стагнации. Особенно обострилась ситуация в результате антироссийской политики Киева. Дошло до того, что СБУ весной с.г. завела дела на руководство предприятия якобы в связи с попыткой передачи России заводской документации, имеющей государственную ценность. В итоге дело закончилось продажей контрольного пакета акций ХТЗ, собственником которого являлся российский бизнесмен О. Дерипаска, своему другу харьковчанину А. Ярославскому. Но для завода ничего принципиально не поменялось. Летом новый собственник ХТЗ даже осмелился власти поставить ультиматум: либо обеспечьте завод заказами, либо дайте возможность торговать с Россией.

Харьковский приборостроительный завод имени Т. Г. Шевченко был одним из крупнейших в СССР предприятий по производству военной электроники и бытовой электротехники. Кстати, завод был основан в 1900 г. харьковским предпринимателем Г. А. Берлизовым. После Октябрьской революции его, естественно, национализировали и уже в 1922 г. присвоили имя Т. Г. Шевченко. С тех пор он был одним из тех предприятий, который создавал настоящую славу Харькову и советской Украине.

Несмотря на то, что предприятие имеет стратегическое значение для экономики и безопасности Украины, оно также последовательно уничтожалось все годы «незалежности». Когда с приходом майданной власти и началом т.н. АТО завод решили привлечь к военному заказу, на предприятии осталось всего три цеха и около 300 сотрудников. Кстати, массово распродавать заводское имущество начали еще при Януковиче. Тогда был распродан практически весь заводской автопарк. Пятидесятиместный пансионат в Старом Салтове был отдан с молотка всего за 800 тыс. грн. Различные здания, устаревшие станки – все что можно, шло на распродажу.

Харьковский электромеханический завод в советские времена за месяц собирал 100 электродвигателей. В преддверии майдана-2 этот показатель едва достигал 10. Сейчас же ХЭМЗ просто планируют ликвидировать. Интересно, что предприятие даже не имеет изначально харьковской прописки, так как было основано в 1888 году в Риге как Русско-Балтийский электротехнический завод. И только в 1915 году завод переехал в Харьков. Пережил две мировые войны и три российских революции. В советские времена при активном участии сотрудников ХЭМЗ было создано 19 аналогичных предприятий в СССР. Но с начала 90-х завод начал постепенно умирать и распродавать свои помещения. Сейчас на месте первоклассной на те времена испытательной станции находится торговый центр. В одном из цехов вьетнамцы выпускают вермишель быстрого приготовления «Мивина» и т.д.

Те немногие заводы, которые смогли устоять за эти годы лихолетья и даже наращивали темпы производства, — ФЭД, «Турбоатом», «Электротяжмаш» и др. — теперь также могут приказать всем долго жить. Причиной этому стала антироссийская политика киевского режима. Предприятия были завязаны на российский рынок, без которого теперь задыхаются. Харьковщина в первую очередь ощутила на себе негативные последствия госпереворота. Одна задолженность по зарплате чего стоит. В ноябре с.г. она составила 204,2 млн. грн., хотя еще в 2014-м этот показатель равнялся 74,3 млн.

Все машиностроение Харьковщины оказалось в еще худшем положении, чем до этого. Вот как об этом говорит гендиректор ПАО «Южкабель» В. Золотарев:«Начиная с 2014 года, мы потеряли 70% экспорта на белорусском, российском и среднеазиатском рынках».

Еще в 2010 году стоимость выпущенной «Электротяжмашем» продукции составила 875 млн. грн., чистая прибыль предприятия составила 36 млн. грн., а прирост объемов производства равнялся 7,9%. Уже в 2014-м завод перешел на неполную рабочую неделю, количество работников сократилось на 900 человек. В 2015 году завод продолжал существенно сокращать объёмы производства.

Сейчас работа пятитысячного коллектива завода фактически заблокирована. Который месяц на заводе нет гендиректора. Заводчане оказались заложниками борьбы за директорское кресло в Киеве. Сначала победителем конкурса на госпредприятии объявили француза Жан-Андре Барбоза, но в сентябре назначили новый конкурс. По словам замдиректора М. Марущенко, заводу тяжело адаптироваться к новым реалиям в связи с потерей российского рынка. «Три года назад мы не успевали выполнять заказы. А сейчас столкнулись с вызовами. Российские поставщики нашу продукцию пересертифицировали …а для энергетики Украины мы оказались не нужны: поставок – ноль», — подчеркивает он.

Аналогичная ситуация с «Турбоатомом». Завод пережил лихие 90-е и с начала 2000-х регулярно наращивал объемы производства. С января 2016 года предприятие находится на грани остановки. А в феврале было объявлено о намерении использовать заводские мощности все на те же злосчастные нужды т.н. АТО. За это же время на харьковском машиностроительном заводе «ФЭД» объемы промышленного производства сократились более чем в два раза. Хотя совсем недавно предприятие было примером для подражания в масштабах всей страны. Потеряв российский рынок, завод так и не смог заместить их рынками Китая и Индии.

Вместе с наукоемкой промышленностью все эти годы деградировала и харьковская наука. О её нынешнем состоянии лучше не скажешь, чем словами самого ученого.

В ноябре с.г. сотрудник всемирно известного ННЦ ХФТИ профессор с 56 летним стажем И. Папиров в открытом письме решил обратить внимание П. Порошенко на бедственное состояние украинской науки. «При огромных научных достижениях ННЦ ХФТИ, в котором работали десятки выдающихся ученых с мировыми именами, включая лауреата Нобелевской премии Л.Д.Ландау, в настоящее время институт находится в бедственном состоянии. Зарплаты сотрудников урезаны более чем на 30% по сравнению с 2015 г., средств для покупки нового оборудования и материалов уже много лет нет, здания до декабря не отапливаются, многие сотрудники получают зарплату, сравнимую с прожиточным минимумом. Это касается не только одного института, но, увы, всей нашей науки», — пишет он.

Зато за годы «незалежности» в Харькове пышным цветом расцвел рынок, по странному стечению обстоятельств получивший имя великого советского академика Н.П. Барабашова. Он занимает площадь более 75 га и является самым крупным торговым центром в Восточной Европе. Сюда и перешли работать те десятки тысяч инженеров, конструкторов и обычных рабочих из разрушенных харьковских легендарных заводов.

* * *

Важно отметить, что пагубность политики разрыва кооперации с Россией в Харькове понимали всегда. В 2013 году даже было произведено совместное харьковско-белгородское исследование Северо-восточного научного центра НАНУ и Национального исследовательского университета БелГУ, где были даны экономически обоснованные прогнозы развития харьковской промышленности при различных вариантах интеграции экономики региона в рамках ЕАЭС.

Авторы прогнозировали рост объема внутреннего регионального продукта к 2017 году на 46%. Еще более обнадеживающие результаты Харьковская область могла показать по торговле продукцией производственно-технического назначения и ее основным сегментом – машиностроительной продукцией. Объемы экспорта такой продукции в страны ЕАЭС к концу прогнозного периода могли, по подсчетам ученых, превысить уровень $1,5 млрд. с увеличением доли в суммарном торговом обороте до 31%. Однако Украина в результате кровавого госпереворота пошла не тем путем…

Чтобы не скатиться окончательно в пропасть нищеты, харьковчанам ничего не остается, кроме как бороться за выживание. В том числе за жизненно необходимый внешнеполитический вектор развития. Русская весна 2014 года в Харькове это наглядным образом показала.

Несмотря на многолетнюю политику разрыва исторических связей с Россией, харьковчане не утратили общие исторические корни с братскими народами преступно разрушенного СССР. А это означает, что наша история далеко еще не закончена.

Сергей ВЯЗЕМСКИЙ | 21.12.2016