Как скандальный марш в Перемышле стал новым шагом на пути эскалации национального конфликта между Украиной и Польшей

 

Польский город Перемышль, что в двух шагах от украинской границы, не первый год проводит мероприятия под названием «Марш перемышльских и львовских орлят». Одного названия тут достаточно, чтобы украинские патриоты схватились за сердце.

Перемышльские орлята могут резвиться как хотят, пока не оскорбляют соседние народы и государства, но при чём тут Львов? Выглядит это так, как если бы в Германии провели «марш юных жителей Гданьска» (некогда Данциг).

Но на этот раз польские орлята перешли и к прямым оскорблениям, не ограничившись, как обычно, общими призывами и патриотическими лозунгами. И если у кого-то были сомнения по поводу направленности марша, то теперь нам всё объяснили открытым текстом.

Когда праздничная колонна проходила мимо Украинского народного дома, центр украинской общины в Польше, один из участников марша закричал на польском языке: «Смерть украинцам!». Толпа подхватила этот лозунг, добавив и другие, выдержанные в том же ключе.

Как видно, пожелание Януковича, тогда президента Украины, подписывавшего договор о передаче здания украинской общине, не сбылось. В те времена в Киеве предполагали, что украинцам в Народном доме в Перемышле будет «уютно, тепло и радостно».

Два года назад, проходя по тому же маршруту, «орлята» уже отличились, прокричав по-польски то, что в смягченном русском переводе может звучать так: «Найдется дубина на бандеровское рыло». Но лаконичное «смерть украинцам» – это, пожалуй, следующий шаг.

Отличие еще и в том, что в этом году мероприятие вышло на новый уровень. Если раньше это была самодеятельность правых радикальных группировок, то теперь его патронируют как Подкарпатское воеводство — по иронии судьбы, департамент культуры, — так и мэр Перемышля.

Официальной реакции Варшавы на инцидент пока не последовало, хотя возмущенное украинское посольство в Польше уже отправило запрос.

Общая ситуация выглядит так, как будто дело безнадежно далеко от одного случайного выкрика в толпе, о котором все предпочтут скоро забыть, пробормотав невнятные извинения.

Кто заставлял польские власти брать шефство над мероприятием с такой сомнительной окраской? Может быть, их души втайне греет мысль о возвращении Львова, и хочется об этом лишний раз помечтать, глядя с балкона на марширующие колонны?

Польско-украинские отношения никогда не были гладкими, и Перемышль, побывавший в годы Второй мировой войны в составе Украинской ССР, — один из символов этого непростого клубка исторических обид и взаимных претензий.

О Львове же в самом деле лучше бы полякам вслух и не вспоминать. То, что родилось как геополитическая реальность по итогам самой кровавой войны в европейской истории, правильнее было бы оставить в покое. Даже если это хочется кому-то сделать предметом исторической дискуссии, можно подобрать в качестве площадки массу более умеренных вариантов, чем толпа разгоряченной молодежи на улице.

Парадоксальным образом отношения между Украиной и Польшей начали искрить гораздо сильнее, чем раньше, после того как Киев «сделал европейский выбор» и сместил после Майдана намного более умеренное правительство. Польша, входящая в «семью европейских народов», была тут для Украины очевидным образцом и вожделенным примером.

Относительно нейтральной Украине до «революции достоинства» удавалось вполне мирно уживаться со всеми своими соседями. Торжественное открытие Украинского народного дома в Перемышле Януковичем — лишнее тому свидетельство.

Теперь же украинцы слышат за окнами этого дома такое, что еще лет пять назад им не могло присниться и в кошмарном сне.

Тарас Бурмистров, Life.ru