Ведущий украинский социолог Евгений Копатько, которого «революционеры достоинства» вынудили наблюдать за украинскими процессами из соседнего государства, тем не менее, хорошо осведомлен происходящим в стране победившего майдана – профессия обязывает. Копатько отмечает небывалый уровень недоверия к власти наряду с новым витком политического кризиса, что может, по его мнению, привести к масштабной гражданской войне – уже внутри Украины.

News Front: Куда идет Украина? И идет ли?

— С точки зрения политической жизни, наблюдается очередной виток кризиса. Это внутренний кризис, условно говоря, масло в огонь которого, подливают различные компроматы: это и различные выступления и заявления в суде. Резонансным оказалось, я не говорю о последствиях для персонажа, информация, касающаяся Виктора Януковича. Также это материалы, связанные с высказываниями одного из депутатов Верховного Совета Украины, который в Лондоне находится. Компромат Коломойского, и так далее, и тому подобное. На мой взгляд, сейчас начало зимы, чем характерно – это обострение внутреннего конфликта. Обострилась борьба внутри правящего класса. По большому счету — это борьба всех против всех. Это очевидно. И тут не нужно какого-то глубокого анализа, просто мы должны констатировать эту ситуацию. А вот к чему это приведет — вот здесь можно рассмотреть несколько возможных вариантов развития событий. Но, как минимум, то, что это не «на здоровье», то это точно.

News Front: К чему может привести, только время покажет, а сейчас многие задаются вот каким вопросом: а что же народные массы? Неужели они и дальше будут продолжать бездействовать? Как говорят – народ безмолвствует. Вот сейчас, по-вашему, народ безмолвствует? Или какие-то подвижки в том, что он начал высказывать свое мнение и отношение к происходящему уже есть?

— Превращение народных масс в народ – наверное, эта трансформация самая важная. Мне с далеких советских времен слово «народные массы» не нравилось по определению. Это какая–то масса этничная, аморфная, нечто инертное не имеющее внутренней структуры. Но если не придираться к словам, то в обществе достаточно высокий уровень недоверия, неприязни того что происходит, причем налицо разочарование очень серьезное людьми, которые лояльны к политическому режиму. Об этом свидетельствуют те низкие рейтинги уровня доверия к ведущим институтам власти в стране. Вот это и есть показатель. Причем, те социологические войны, которые пытаются вести между собой компании, работающие на Украине, как раз свидетельствуют о том, что, безусловно, там кризис налицо. Причем, тут не суть важна, на сколько опережает Тимошенко Порошенко или Порошенко Тимошенко в рейтингах возможных президентских выборов. Важно другое: что низкий уровень доверия к власти — раз, и очень высокий уровень разочарованности – два.

Ну, вот недавно отмечали годовщину «майдана» — трехлетие, и что совпадает: как после первой «революции» была социология, допустим, в 2009 году, когда практически 75% граждан (сказали «да» – ред.) при ответе на вопрос о том, что лидеры «революции» воспользовались ситуацией и не выполнили своих обещаний, то на такой же вопрос после трехлетия «майдана» мы получаем примерно такие же результаты. Вот так — если языком цифр говорить. С другой стороны – что ждать от народа? Безусловно, недовольство есть, но вот какого-то организованного сопротивления нет.

News Front: Нет тех, кто бы за собой повел. А есть только те, кто на поверхности. В том числе и олигархи, и политические лидеры. И вот, представьте ситуацию, когда в каком-то регионе Украины эти лидеры, имеющие масс-медиа, объявляют о том, что в Киеве враги Украины и надо с ними бороться, защищать хотя бы свою территорию. Например, Днепропетровскую область, мы от Киева защитим, мы хотим экономической самостоятельности. А из Киева к ним будут идти люди с оружием в руках, которые тоже будут за Украину, против сепаратиста, который там – на Днепропетровщине. И с той стороны и с другой будут люди с желто-синими флагами. И те и другие – за единую Украину. Но так получится, что они будут убивать друг друга под одним и тем же лозунгом, под одним и тем же знаменем. Вот такой вариант возможен в принципе?

— Дело даже не в лозунгах и флагах, хотя это символические привязки достаточно серьезные. Я полагаю, что внутренний конфликт – его где-то сами политики и провоцируют. Почему? Да потому что, Вы правы, процесс регионализации страны по факту наблюдается. Местные элиты пытаются укрепить свои позиции, если и не в масштабах всей Украины – ни одному политику это сейчас невозможно – то на своей территории.

Если не фигурально, а чисто к привязке – Днепропетровская область – там, безусловно, есть человек, который имеет определенный уровень влияния. И, безусловно, если Вы имеете в виду Коломойского, то он будет влиять на этот процесс. Тем более, его посылы, связанные с выбросом компромата относительно той же Тимошенко, Авакова, еще кого-то — это как раз один из фактов, которые подтверждают обостряющуюся на сегодняшний день борьбу – внутриполитическую, где человек, представляющий свою территорию, пытается укрепить позиции.

А как в этом случае люди поступают? Я полагаю, что мы и так находимся в состоянии гражданской войны, которая всколыхнула миллионы людей. И нет диалога. Нет той риторики, когда люди могут общаться, обозначать свои аргументы. Сейчас, скорее, кто сильнее, тот и прав. То есть, доминирует язык силы, а не язык права. Это я точно могу сказать. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Об этом мы говорили еще 2013 году – если ситуация пойдет таким образом, то придут люди, которым диалог вообще будет не нужен: у них будет право силы, а не сила права. Сейчас мы это наблюдаем. И это может случиться не только в Днепропетровской области. Это может случиться в любом регионе Украины, где обострятся противоречия: либо внутренние, либо между центром и периферией.

Беседовал Сергей Веселовский

Текст подготовил Игорь Орцев