Украинский президент Петр Порошенко заявил, что Киев больше не может и не будет жить только за счет макрофинансовой помощи, которую Украине сейчас оказывают западные партнеры.

 

По мнению Порошенко, все эти кредиты со стороны МВФ и Всемирного банка нужны Украине как способ создания финансовой подушки для осуществления экономических реформ.

При этом, как утверждает Порошенко, ключевой оценкой эффективности украинских «преобразований» может послужить только объем прямых иностранных инвестиций, которые придут в страну.

С одной стороны, здесь можно сказать, что президент Украины, такими словами,  поставил себе оценку «ноль» за так называемые «реформы», которые сейчас проводятся в этой стране, поскольку практика показывает, что в воюющую страну с полностью коррумпированной властью временщиков, сидящих буквально «на чемоданах», международный бизнес никогда не придет.

И сейчас, когда речь заходят об иностранных инвестициях на Украину, то в эту выборку попадают только транзакции из тех компаний, которые расположены в офшорах и принадлежат украинским олигархам.

С другой – очевидно, что Порошенко подобным образом отвечает на то недовольство, которое сейчас накопилось среди украинцев от выполнения правительством требований МВФ.

Дело в том, что «сотрудничество» Украины с «западными партнерами» привело только к стремительному повышению стоимости жизни, падению социальных стандартов, а также к практически полной остановке экономики страны.

При этом, ясно, что единственной причиной того, что Украина так и не объявила дефолт, несмотря на то, что не в состоянии платить по своим долгам, явилось то обстоятельство, что в случае такого поворота событий западные кредиторы лишились бы своих денег, которые они одолжили украинской власти.

Естественно, ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне на это никто пойти не мог, поэтому Киеву просто «порекомендовали» согласиться на эту программу финансовой помощи, тем более, от этого, если кто и проиграл, то только население Украины, зато украинская власть получила взамен политическую и экономическую поддержку извне, которая необходима ей для удержания своего положения.

Другой вопрос, и эта «программа помощи» на сегодня находится под угрозой срыва – МВФ ради нее вынужден был даже пойти на нарушение своих правил из-за отказа Киева платить долг Москве, а ее негативное влияние на украинскую экономику на сегодня очевидно всем.

В такой ситуации Порошенко был вынужден заявить, что «заграница нам поможет», но не в плане кредитов МВФ, а в виде инвестиций неких эфемерных частных западных компаний, что, конечно, совершенно невозможно на практике.

Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Кривогуз в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что экономика Украина лишилась драйвера роста после разрыва своих связей Россией.

«Ни вступление Украины в ВТО в 2008 году, ни имплементация соглашения о европейской ассоциации, не смогли как-либо заменить или восполнить для украинской экономики потерю российского рынка», — констатирует Кривогуз.

По словам Кривогуза, оценки финансовых потерь Украины в результате этих события носят на сегодня противоречивый характер.

«Например, украинские чиновники, которые затевали все эти события вместе с патриотическими местными депутатами говорили, что потери Украины от разрыва отношений с Россией составляют сумму порядка 1,5-2 млрд долларов. Другие люди на Украине, особенно из тех, кто взаимодействует с ВТО и вынужден из-за этого отвечать на вопросы этой организации, почему в их стране все так плохо, говорили, что потери в этом вопросе составляют 90 млрд долларов. Впрочем, более-менее реальная оценка этих событий была дана 6 сентября президентом Порошенко на открытии осенней сессии Верховной Рады, когда украинский лидер сказал, что потери Украины от отказа от российского рынка и разрыва экономических связей с Россией составляют сумму объемом в 15 млрд долларов США. Эта цифра близка к тем данным, которые представило наше Министерство экономического развития», — заключает Кривогуз.

Кривогуз замечает, что раньше Украина от кооперации с СНГ получала доходы порядка 20 млрд долларов в год, причем 15 из них приходилось на Россию, и эти объемы, естественно, не могут заменить никакие западные кредиты.

«Тем более, раньше это была прибыль, а теперь это кредиты, которые Киеву затем нужно будет отдавать. К тому же, это уже четвертая за 25 лет программа помощи МВФ Украине, причем первые три из них, основанные на принципе stand by, потерпели в этой стране полный крах. Забавно, но каждый раз это случалось на третьем транше, который становился для Киева роковым. Впрочем, это происходило из-за того, что ни правительство Юлии Тимошенко, ни какое-либо другое украинское правительство, просто не могли скрупулёзно выполнять все эти требования, которые в ответ на транши предъявлял Украине МВФ», — констатирует Кривогуз.

Дело в том, что выполнение этих требований, как замечает Кривогуз, означало бы для украинского населения еще один этап «шоковой терапии», что сейчас прекрасно реализуется на Украине в виде «реформ» Порошенко.

«В настоящий момент на Украине действует четвертая программа помощи МВФ, причем на гораздо более льготных условиях чем раньше, по которой украинцы совсем недавно получили третий транш, но все равно это не способ развития экономики страны, а инструмент для того, чтобы, во-первых, платить по долгам, а, во-вторых, если позволят кредиторы – затыкать дыры государственного бюджета», — резюмирует Кривогуз.

Естественно, все эти транши никакого ресурса для роста украинснкой экономики не дают, а просто решают сиюминутные задачи – в этой связи, как замечает Кривогуз, Украине нужна структурная перестройка экономики, а также политическая и институциональная стабильность, после чего можно говорить о каких-то иностранных инвестициях и об экономическом развитии этой страны.

Дмитрий Сикорский