Мы нередко говорим и слышим о преемственности поколений, но бывает и так, что представители молодого поколения не сразу могут понять, осмыслить и оценить дела своих отцов и дедов, когда они совсем рядом. И только когда их теряют, они вдруг начинают задумываться над тем, кем и какими были их родственники, какой вклад внесли в дело защиты Отечества, какова была их трудовая деятельность, какой гражданский и нравственный потенциал они оставили после себя. И тогда приходит осознание того, что это были неординарные люди, а порой и герои. И начинается поиск их дел и свершений.

Поводом для написания данной статьи послужило следующее. В сентябре прошлого года на сайте «Одна Родина» была опубликована моя статья «Человек – легенда», в которой речь шла о бывшем подпольщике и партизане Герарде Алексеевиче Кузнецове.

Материал был опубликован по случаю 90-летия почетного гражданина города Чернигова. А в июне сего года на меня вышла семья Яроцких из Москвы с просьбой по возможности сообщить что-либо об их родственнике Яроцком Владимире, который во время Великой Отечественной войны также находился в черниговском подполье и партизанском движении, а после освобождения области в составе Красной армии дошёл до Берлина. Авторы письма предполагали, что Кузнецов по подполью может знать их родственника.

Но, как выяснилось, делая общее дело, Кузнецов и Яроцкий воевали в разных партизанских формированиях и выполняли разные задания освободительной борьбы. Отказать москвичам в их просьбе было невозможно, но как это сделать — оказалось делом проблематичным.

* * *

Найти тех, кто бы знал Яроцкого лично, оказалось сложно. Возможно, их были десятки, но живы ли они и где сейчас – большой вопрос. Участие в подпольном движении никак не документировалось по соображениям конспирации, а живых очевидцев с каждым годом становится всё меньше и меньше. Вся надежда была всё-таки на документы. И мне повезло: в архиве Черниговского обкома КПУ, с третьего захода, в списке участников партизанского движения среди сотен патриотов удалось высветить фамилию разыскиваемого, данные которого полностью совпали с материалами просьбы москвичей.

Это был Яроцкий Владимир Григорьевич, 1913 года рождения, уроженец города Тирасполя Одесской области, русский, беспартийный, портной черниговской фабрики индивидуального пошива. Всё сошлось!

Краткая, но важная информация, которая в совокупности с другими сведениями, давала достаточно полное представление об этом человеке. В какой должности и в каком звании он встретил Победу, ни родственникам, ни автору статьи – неизвестно, но бесспорно, что он был активным участником всенародного подвига. Так была открыта черниговская страница биографии Владимира Яроцкого.

* * *

Боеспособное подпольное и партизанское движение в черниговском Полесье, как и на Украине в целом возникло не сразу, для чего были свои причины. Прежде всего, значительная часть населения с началом войны, когда вражеские войска довольно быстро продвигались вглубь Родины, оказалась деморализована. По плану «Барбаросса», разработанному стратегами вермахта, сопротивление Красной армии должно было быть сломлено в течение 8-10 недель. Однако немецкие генералы вместе со своим бесноватым фюрером жестоко просчитались. Со времени сражений под Москвой и Сталинградом наступил коренной перелом в ходе военных действий и настроениях, включая жителей УССР.

Они убедились, что на их землю пришел лютый враг, с которым можно бороться и побеждать. И началась активная деятельность подпольного и партизанского движений, в которых состояли люди самых разных возрастов, профессий и функциональных обязанностей: разведчики, подрывники, связные, подпольщики, внедренные в различные структуры оккупационных властей. Гитлеровцы на своём горьком опыте познали боевой потенциал партизан, а потому были вынуждены отвлекать на борьбу с ними значительные силы, которые им были остро нужны в операциях на территории СССР. И происходило это в обстановке тотальной слежки карательных органов противника.

Значительная заслуга в общем успехе Красной армии в 1942-1943 годах принадлежала и партизанам Сиверщины, контролировавшим обстановку на направлении Киев-Брянск и Гомель-Бахмач-Сумы. Именно здесь, на полесской земле, народ которой издавна славился своим свободолюбием и непримиримостью к врагам, где было написано историческое «Слово о полку Игореве», советские подпольщики и партизаны овладели навыками конспирации, ведения лесных и рельсовых войн, именно здесь партизанское движение получило самый широкий размах, а Черниговщина стала краем партизанской славы.

Подпольщики и партизаны Черниговщины внесли неоценимый вклад в общую победу СССР над врагом. За два года оккупации они уничтожили 32 тысячи солдат и офицеров противника, пустили под откос около 400 вражеских эшелонов, вывели из строя 43 железнодорожных моста, Черниговскую электростанцию, множество боевой техники, срывали заготовки продовольствия для оккупантов, распространяли газеты и листовки, склоняли на свою сторону гитлеровских пособников. Черниговское Полесье входило в зону боевых интересов легендарного разведчика Красной армии К.С.Гнидаша.

К середине 1942 года всех партизан в области насчитывалось 1430 человек. Вторая половина года была периодом активизации их борьбы, и к декабрю в области действовало уже 8 боеспособных формирований, в том числе и отряд Михайло-Коцюбинского (Черниговского) района. Возглавлял соединение молодой политрук Николай Таранущенко, попавший в 1941 году во вражеское окружение. Первая половина 1943 года была периодом роста численности рядов и активности отряда. К середине года он насчитывал уже 1700 бойцов, а на момент освобождения Чернигова в него входило около двух с половиной тысяч человек. В их рядах и находился боец Яроцкий.

* * *

Среди участников соединения он значится невоеннообязанным бойцом-портным. В этом, видимо, была своя подпольная логика, поскольку после освобождения Чернигова, 21 сентября 1943 года, Яроцкий уже оказался пригодным к воинской службе и в составе 2-го Украинского фронта дошел до Берлина, имел в своём послужном списке медали «За взятие Берлина» и «За победу над Германией».

По мнению автора статьи, бывшего офицера спецслужб СССР, Яроцкий в период оккупации мог содержать конспиративную квартиру, т.к. надёжность и гражданская профессия портного создавала условия для посещения его рабочего места подпольщиками под житейской легендой.

К сожалению, в этой боевой круговерти не удалось установить конкретную роль Яроцкого в операциях партизан. Но общий результат боевой деятельности соединения впечатляет. В 1942-43 годах его бойцами было уничтожено 25 полицейских станов противника и 550 его пособников. 5 полицейских станов численностью до 200 человек с полным вооружением перешли на сторону партизан. Перешёл и 121-й казачий батальон оккупантов численностью 300 человек, расквартированный в местечке Янов Киевской области. Свыше 90 человек перешли на сторону партизан в одиночном порядке.

По ходу военных действий соединения черниговского Полесья шли с опережением наступления Красной армии, используя свои оперативные возможности в тылу врага. Так, за день до освобождения Чернигова бойцы Таранущенко, выполняя указания Украинского штаба партизанского движения, захватили и удерживали до прихода армейских частей десять переправ через Десну. И во всём этом была и доля участия Владимира Яроцкого. Освобождение свершилось в день православного праздника Благовещения, верующие утверждали, что сама Божья Матерь была на стороне воинов.

За время службы в рядах Красной армии Яроцкий имел несколько ранений. После войны он выехал в родной Тирасполь, где был назначен начальником цеха швейной фабрики имени 40-летия ВЛКСМ, участвовал в восстановлении народного хозяйства, а также в общественной работе. В местном музее имеется множество экспонатов о воинской и трудовой биографии почётного гражданина Тирасполя В.Яроцкого. После смерти он был похоронен на Алее Славы городского кладбища.

Итак, в биографии Владимира Яроцкого документально восстановлены все этапы его воинской и трудовой жизни. И теперь родственники могут гордиться им как активным участником подпольного и партизанского движения на Черниговщине и бойцом Красной армии. Теперь они с полным основанием могут осуществить своё желание: ежегодно участвовать 9 мая в акциях «Бессмертный полк», а также в праздновании Дня города Чернигова, который приурочен к дате его освобождения, в котором принимал участие их близкий по крови и духу Владимир Яроцкий.

* * *

Правда, инициатор переписки со мной Ольгина Ольга призналась, что в детские годы она неоднократно виделась с Владимиром Яроцким, родным братом своего дедушки Александра, но особого интереса к его биографии не проявляла (ну что поделаешь: молодо-зелено). Но отрадно, что по мере своего взросления у неё пробудился интерес к истории страны и своей родословной во всём их величии. Мы, ныне живущие, можем и должны знать это прошлое. Известно ведь, кто не знает своего прошлого, тот не может оценить настоящего и предвидеть будущее. Примерно так писал в своё время историк В.Ключевский.

Никто и ничто не сможет затмить память о тех парнях и девчонках, которые внесли свой вклад в дело общей Победы 1945 года. И как не вспомнить слова популярной песни периода студенческой молодости автора о погибших ровесниках Яроцкого: «И помнит мир спасённый, мир вечный, мир живой, Сережку с Малой Бронной и Витьку с Маховой». Сейчас им было бы под сто и более лет, но как современно звучат слова о тех защитниках, кто ценой своей жизни отстоял Родину. И как бы ни бесчинствовал сегодня национализм на Украине, благодарные потомки будут гордиться теми, кто заслонил страну от коричневой чумы.

г.Чернигов. 25.09. 2016 г.

Юрий ПРИХОДЬКО | 27.09.2016