Есть у Некрасова прекрасное стихотворение “Умру я скоро!”. Стихотворение-итог, стихотворение-покаяние перед Родиной и перед народом, которому поэт служил своим гением.

И есть там такие строки:

“Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!”.

Терпеньем изумляющий народ! Прошло полторы сотни лет с того момента, как Некрасов написал эти строки. И совершенно ничего, не изменилось.

 

Из 13 млн украинских пенсионеров 12,8 млн получают пенсию в размере 1500 грн. Это 1,9 доллара в день.

Признанный во всем мире уровень нищеты – 5 долларов в день. Тринадцать миллионов украинцев, т.е. каждый третий из нас в два с половиной раза беднее нищих. Как можно назвать этот уровень?

Но и это ещё не дно. Мировой банк недавно провел тесты на устойчивость Украинской валюты. Он показал сегодняшнее дно: реальный курс доллара – 46! Т.е. если ресурсы для искусственного сдерживания курса будут исчерпаны (что может произойти в любой момент), то реально, чем смогут располагать украинские пенсионеры – это 1 доллар в день. Украинский пенсионер в пять раз беднее нищего.

“Терпеньем изумляющий народ!”.

Недавно я стал свидетелем потрясающей картины. Пожилая женщина, очень бедно, но аккуратно одетая, стояла напротив одного из модных и дорогих киевских ресторанов. Вечером. Ресторан был полон. В ресторан входили и выходили из него красиво одетые веселые и хмельные мужчины и женщины. Они подъезжали на дорогих автомобилях, швейцары открывали им двери, парковщики спешили угодить в надежде на чаевые. Старая женщина стояла как-то так, что она никому не мешала, но в тоже время была чуть ли не в гуще этого праздника жизни. Её сухонькая согбенная фигурка в стареньком пальто с беретом на голове напоминала скорее тень, чем живого человека. Казалось будто свет из огромных ресторанных окон её просто обходит, не освещает. Никто её не замечал.

Я проходил мимо и увидев эту контрастную картину остановился метрах в двадцати от входа в ресторан. Я не видел лица женщины. Только тёмный контур. И вдруг, один из посетителей ресторана её заметил. Молодой, красиво одетый человек, пройдя мимо неё, уже в самих дверях ресторана обернулся и посмотрел назад. Не обращая внимания на полусклоненного швейцара, угодливо открывшего двери, модой красивый человек развернулся и подошёл к женщине. Фигура пожилой женщины подняла голову вверх и немного отклонилась назад. Старческое движение. Молодой человек засунул руку во внутренний карман своей куртки, достал портмоне, раскрыл его и протянул женщине деньги. Одну купюру. Женщина опустила голову, посмотрела на деньги, потом опять подняла голову и опять отклонилась всем телом немного назад. Она посмотрела в лицо молодого человека. Он стоял протянув ей деньги. Ни молодой человек, ни старая женщина ничего не говорили друг другу. Они просто некоторое смотрели друг на друга. Потом фигурка женщины опустила голову, поднесла руку к лицу и, не смотря более на молодого человека, медленно развернулась и пошла прочь от большого ресторанного окна. Парень медленно опустил руку с деньгами и смотрел вслед уходящей женщине.

Вот, в общем-то и все.

Тринадцать миллионов пожилых людей, которые в пять раз беднее нищих.

Терпением изумляющий народ!

Василий Волга