В русской и советской культуре существовал такой себе устойчивый типаж украинца – хозяйственного, с хитринкой в глазах. Хитрость южан вошла в поговорку, в анекдоты. Да и сами украинцы считают себя нацией довольно хитрой. Мне представляется, что этот стереотип сыграл с «Ненькой» злую шутку: можно обхитрить одного человека, двух, обдурить даже сотню тысяч. Но нельзя обмануть весь мир.
Глубочайший провинциализм украинского политикума состоит в том, что его необязательность (а точнее, беспринципность) возведена в культ: бесконечные переходы из партию в партию, противоречащие друг другу заявления коллег и даже одних и тех же лиц, нежелание выполнять уже подписанные документы – все это родовые черты местечковой, провинциальной политики. Самое удивительное, что данную, мягко выражаясь, «непоследовательность» здесь считают искусством настоящего политика и нормой.
В результате, зарубежным партнерам приходится вести переговоры со стороной, которая не считает нужным и обязательным честно договариваться – потому что завтра (по её мнению) все переиграется заново. Так зачем же исполнять обязательства, особенно, если они причиняют некоторые «неудобства»? Можно дерзко предположить, что иностранные попытки приручения Украины с помощью всяческой «мягкой силы» проваливалась, поскольку аборигены постоянно обворовывали «захватчиков» до нитки.
Такова – исконно народная – суть и пресловутой украинской «многовекторности», которая со стороны иногда даже кажется изворотливой дипломатической игрой. Когда очередной украинский «гарант» делает громкие заявления, а на следующий день диаметрально противоположные, не понимающие сути явлений политологи сетуют на подковерные игры. На самом деле, это кондовое чувство хуторянской необязательности: никому ничего не должен, что хочу, то и ворочу, хочу – жинку бью, хочу – милуюсь.
Внутренняя расхристанность «первого парня на деревне» страшно далека от дисциплины современного общества, выдрессированного огромными производствами, сложными технологическими цепочками, глобальной финансовой дисциплиной. Она выдаёт внутреннюю отсталость и безответственность украинского общества. Отсюда же исходит идеализация архаичной доиндустриальной эпохи с её свободным отношением со временем, мазанками и макитрами, стремление вернуться к вышиванкам как к некоему магическом оберегу.
Люди, мнящие себя «национал-патриотами», как правило, являются горожанами лишь в первом-втором поколении. Быть носителями архетипов народного сознания для них абсолютно естественно. Однако кондовая провинциальная хитрозадость – очень плохое подспорье в современном мире отточенных формулировок, дипломатических полутонов, юридических тонкостей. Дуболомы в высших кабинетах не умеют и просто физически не могут наладить тонкий и чувствительный государственный механизм. Нет у них государственнических традиций, дипломатической школы, адекватного образования. Они лукаво подменяются подтасовками исторических фактов, ультранационалистическими лозунгами и сиюминутной ложью. Расчёт на то, что как-нибудь потом выкрутимся, что-нибудь придумаем, схитрим…
Однако системно-наплевательский подход ко всевозможным договоренностям и реалиям рождает ответное отношение «цивилизованного мира» к «туземцам»: глуповатым, живущим одним днём, жадным до стеклянных бус. Они выпадают из числа достойных равного партнёрства наций и становятся закономерной жертвой экспансии более развитых стран. Нецивилизованные аборигены подлежат колонизации «ради их же блага», рассуждают колонизаторы. Подпаивают местного царька и раздают туземной знати побрякушки. В обмен – концессии на недра и красивые рабыни.
Нам давно знакома (и даже привычна) характерная для Украины хуторянская манера государственного вранья. Однако к сейчас к бесконечному вранью прибавились ещё и дубинки вооруженной челяди. И если первое, как я уже сказал, органично для украинской политики, то второе начинает представлять реальную угрозу для ближайших соседей: как очаг экономико-политической нестабильности, центр нелегальной торговли оружием и территория разгула вооружённых группировок. Заволновались даже теряющие барыши колонизаторы. Можно обмануть домашних, но нельзя обмануть весь мир. Можно внутри страны сажать в тюрьму диссидентов и говорить о «демократических переменах», но извне объективная ситуация видится несколько иначе: в мире Украина признана очень неблагополучным государством.
Согласно даже официальным данным, только за 2014-15 годы и без учета территорий, которые Киев на сегодня не контролирует, ВВП страны снизился на 16,49%; промышленность рухнула на 22,15%; перевозка грузов уменьшилась на 19,63%, строительство – на целых 32,26%; оптовая торговля упала на 25,37%, розничная — на 27,52% и так далее. Электроэнергии сегодня во всей Украине вырабатывается и потребляется меньше, чем в одной Москве, а молитвенно выпрошенный спасительный транш от МВФ в 1 миллиард долларов – это смехотворная 1/25 часть бюджета той же Москвы.
Ныне Украина занимает 135 место в рейтинге 159 стран и территорий по экономической свободе; является – согласно отчету «Репортеров без границ» – страной с несвободной прессой (ещё в 2013 году «частично несвободной»); государством, где – согласно докладам ООН и международных правозащитных организаций – практикуются пытки и похищения людей. Постмайднанная Украина стала также самой нищей страной Европы. На 1 июля 2016 года её государственный долг достиг фантастической величины и превысил полтора триллиона гривен (более 90% национального ВВП).
Одновременно число тех, кто считает себя бедным, за год достигло 79% населения страны. На следующий год в бюджете запланированы показатели минимальной пенсии в размере 48 долларов, что меньше всего в Европе, и минимальная зарплата в 60 долларов (в 2013-м году она была в три раза больше). По данным службы занятости Украины, в стране уровень безработицы молодежи до 24 лет составляет 25%, а общая численность безработных в первом квартале 2016 гола составляла 1 млн 800 тысяч, что на 100 тысяч больше, чем еще год назад. По разным оценкам от 6 до 8 миллионов украинцев вынуждены работать за границей.
Современный глобальный капитализм – это жёсткая система конкуренции, и за рубежом будут ориентироваться в своём отношении к Украине на реальные цифры экономики, а не патриархальные картинки мегамарша вышиванок и рекорды игры на трембите. «Я политикой не интересуюсь», – хитрят вчерашние майданщики. Три года ярились в соцсетях и спорах, а теперь в сторону от содеянного. Манера прикинуться сельскими дурачками не спасает от жестокости колонизаторов, как не спасёт профессиональных лгунов от гнева тех, кто решится родные города от колонизаторов очистить. Украинские майданщики – с косыми от бесконечного вранья глазами – это вполне закономерный объект для мести разъярённого народа. Но что делать с самим народом – плотью от плоти майданных суеверий и сельских упрощений?
Был я когда-то в Белоруссии. А белорусы, надо сказать, южных братьев недолюбливают. И тому виной не только преступления украинских националистов на территории Белоруссии во время Великой Отечественной войны (например, Хатынь). «Очень хитрые, нечестные, обмануть могут», – раздраженно говорят о нас сябры. Есть в их словах доля истины. Наверное, нужно потихоньку начинать исправляться. Вранье это не хитрость – это глупость.
Хитрить, ловчить, обманывать, врать — это проигрышная политика. Она может принести дивиденды, но на непродолжительное время. И в конечном итоге обязательно приведёт к фиаско. Это касается и в плане общения между отдельными людьми и в плане общения индивида к обществу (скажем в политике). И, в конечном итоге — на уровне межгосударственных отношений. Только что, на выборах я получил очередное подтверждение этому. Очень близко, наглядно. Можно лгать годами целому обществу, но итог — низвержение с Олимпа.
То же и с Украиной. В конце концов, они перехитрили сами себя. А ведь как хорошо жили! И в СССР лучше всех пристроились, но мало стало. Нужна — самостийность. Ладно, худо-бедно — самые-пресамые хитрые пристроились — стали через дешевый газ сосать и воровать деньги, из той же России. (Остальным правда, большинству, похуже стало жить!) Ну, так и этого стало мало, надо еще раз кого-нибудь наколоть, обмануть и отжать побольше денег! Накололи. Устроили Майдан. Ну и что? Теперь-то кто кормить будет? Американцы? Немцы? Нет. Что-то не торопятся. А с Россией сами испортили отношения. Вот и плоды — хитрости вранья, ловкачества. И кто в этом виноват?
Лучше не врать. Это — невыгодно. И в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.
Разве что временщикам. Тогда да — можно. Наворовал, награбил — и свалил. У меня был знакомый, который в начале 90-х так и поступил. Набрал кучу огромных долгов и куда-то свалил. Больше его нет. Как исчез из этого мира. Подкатывался он тогда и ко мне — взять взаймы деньги за только что тогда проданную квартиру. Но не со всеми такой подход срабатывает. У меня ему взять 10 тыс. рублей (старыми деньгами) не удалось. Не думаю, что у него до сих пор остались эти деньги. Инфляция и годы давно всё съели. А вот где он сейчас и с кем живет, счастлив ли — большой вопрос.
Ну и участь других временщиков — МММ Мавроди, Исмаилова с Черкизовского рынка, Березовского тоже всем известна.
Думается, большинству из нынешних правителей в Киеве такой судьбы в конце концов тоже не избежать. Может, не сразу, не враз, но неизбежно. Кого-то побыстрее кара настигнет, кого-то через годы. Кто-то (вроде Яценюка) может и спрячется надолго в США, но итог и у него может быть не очень-то счастливый.
Ложь постоянный спутник человечества и прекрасный инструмент для управления плебсом. Слушал лекцию одного спеца, который занимался историей государственного управления. По его информации от фараонов до наших дней для выбора или обоснования народу всегда предлагаются две неправды. Народ выбирает, время идет. Истина не афишируется. А мелкие хорьки, о которых Вы говорите, всего лишь спекулянты на лжи и разменная монета.
Мелких хорьков (из управленческого аппарата государства) о которых я пишу тоже можно немного отсортировать. Есть индивиды, но с определенной целью. Они, пусть с ложной целью, но куда-то общество ведут. Это еще ничего. Можно с ними не соглашаться но их деятельность признать, что они пытаются работать на благо общества в соответствии со своими убеждениями. Они все-таки работают. Причем Вы их и подразумеваете под такими управленцами. Меня же очень интересует немного другие. Индивиды в управлении, которые насквозь ложные. Те, которые работают чисто за свою шкуру, за личное меркантильное благополучие. А политические предпочтения — их можно и сменить, при случае. Даже глобально повернуть в другую сторону. Такие управленцы гораздо опаснее, так как польза обществу от них полностью нулевая и даже вредная (даже те, кто ведет в ложную сторону, но в соответствии со своими убеждениями и то гораздо лучше).
Вот, меня и интересует — каков процент таких высокопоставленных людей в киевской Думе и в Росийской Думе. Единиц таких я знаю. Скажем, на Украине, Майдан четко выявил для меня двоих — Кернес и Добкин (особенно Добкин, я его менталитет нутром чувствую). Знаю я, не по наслышке таких и в Российской Госдуме — насквозь лживых. (Лживых и готовых пожертвовать в угоду своему личному благополучию всем — обществом, близкими, соратниками. Только свое Эго. Только своё Я). На лице — непроницаемая эмоциональная маска. Бурная деятельность. Общение с народом на публику достаточно стандартными фразами с изображением эмоций.
А вот, хотелось бы знать — сколько таких в целом. Сколько — искренне убежденных, те, для которых работа на первом месте и удовольствие, сколько таких, которые совмещают приятное с полезным — т.е. общественную деятельность и удовлетворение своих материальных и личных амбиций. И сколько таких, сущность которых — полный ноль.
В принципе, понять, что из себя тот или иной госдеятель бывает достаточно сложно. Это — мастерское владение своим поведением — попробуй распознай! Сродни артистам. Однако, на мой взгляд, на различных ток-шоу это можно почувствовать. Там идёт достаточно раскрепощенное общение между оппонентами, враньё скрыть бывает сложновато. Впрочем, они это чувствуют (или знают) и большинство, из самых умных держится в тени избегая именно таких диалогов или общения на нескольких оппонентов. Это не толпу простых людей дурачить. На порядок сложнее. Тут нужен недюжинный ум. Да и он не поможет, если врёшь.
А вот, пример честного человека: у меня есть знакомый, он из простых людей. Так он, до сих пор — гражданин СССР. У него есть паспорт (он его не сдал когда меняли). Ему невероятно сложно жить — и с работой и вообще. Ему приходится доказывать через суд, что он — прав (суды кстати принимают его доводы во внимание положительно!), ему тяжело передвигаться на транспорте и везде, где требуется паспорт.